В канун Недели сыропустной епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском соборе

16 марта 2024 года, в канун Недели сыропустной, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие друзья, поздравляю вас с наступающим воскресным днём!

Вы знаете, что этот день, как и все прочие воскресные дни подготовительных недель Великого поста и самого поста, особенный: сегодня мы вспоминаем Адамово изгнание из рая. Любопытно, что это воспоминание устроено довольно необычно, богослужебные песнопения нынешнего дня в большинстве своём говорят об изгнании из рая от первого лица единственного числа, не упоминания при этом о том, что их произносит Адам. Иными словами, Церковь вкладывает плач об утраченном рае в уста каждого из нас, и это совершенно справедливо: рай потерял не только Адам, его утратили все люди, а потому переживание о рае и тоска по нему — это то, что присутствует в природе каждого человека.

Мысль о присутствии тоски по утраченному раю в природе человека может показаться несколько странной и весьма спорной, но здесь нам стоит вспомнить, что само наше тело в нынешнем его виде — это последствие грехопадения и лишения рая, и что смерть стала возможна как результат отторжения от Бога в результате грехопадения. Все наши попытки найти счастье, все наши страхи, вся боль и все страдания — оттуда же. Абсолютно все известные нам проявления человека можно возвести к утрате рая и, как следствие, тоски по нему.

Как мы понимаем, с последствиями грехопадения можно поступать различными способами. Во-первых, можно их игнорировать, полагая, что и вовсе не было никакого грехопадения, что человек изначально был таким, каков он есть сейчас. Во-вторых, можно пытаться приспособиться и для этого искать пути обеспечения комфортной во всех смыслах жизни вне Бога. Есть и третий путь, тот путь, который предлагает нам Церковь. Этот путь предполагает, что мы не станем закрывать глаза на бедственное положение человека вне рая, и что мы не станем делать вид, будто бы мы можем обрести полноту бытия в отрыве от нашего Создателя. Следование по этому пути означает восприятие трагедии Адама и Евы как нашей собственной трагедии, для верующего человека изгнание из рая — это не то, что произошло в какой-то непостижимо далёкой древности, это то, что происходит с нами всякий раз, когда мы утрачиваем верность Богу и когда пытаемся жить, делая вид, что Бога и вовсе не существует.

Вполне естественно, что нам в нашей повседневной суете бывает не до размышлений такого рода. Вообще, суета как раз тем и опасна, что она не позволяет человеку сосредоточиться на чём-то одном, даже на самом важном и необходимом. Церковь это прекрасно понимает, а потому то она и выделила в своём календаре те шесть недель, которые мы именуем Великим постом. В эти недели Церковь призывает нас подумать о себе самих, она предлагает нам постараться предельно честно взглянуть на нашу жизнь и на наше место в мире, в ближайшие недели мы имеем прекрасную возможность пройти вместе с Церковью удивительный путь внимательного размышления о себе и о своих отношениях с Богом. Конечной целью этого путешествия должно стать устранение тех препятствий, которые мешают богообщению, и, как следствие, вхождение в радость Христовой Пасхи.

Дай Бог, чтобы наше путешествие не было омрачено грехопадениями и рассеянием, дай Бог, чтобы все мы достигли его цели!

Похожие публикации