10 марта 2024 года, в Неделю мясопустную, о Страшном суде, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с воскресным днём!
Бог, как мы знаем, всемогущ и всесилен, Он благ и милосерден, Он способен помочь человеку бесконечным количеством способов, Он может воздействовать на стихию, и спасать тогда, когда спасение невозможно в силу совокупности естественных природных причин, так Бог поступил во время бури на Галилейском озере, так Бог спас апостола Павла во время кораблекрушения, так Бог действовал и по отношению к множеству других людей. Но означает ли всемогущество и благость Божии, что мы имеем право устраниться от того, чтобы стать проводниками силы Божией для других людей? Евангелие даёт однозначный ответ: нет, такого права у нас нет. Этот евангельский ответ мы услышали в отрывке из 25-й главы Евангелия от Матфея, который сегодня прозвучал во время Литургии.
В этом евангельском отрывке нет даже намёка на какие-либо возвышенные богословские истины, этот отрывок предельно практичен: он связывает благополучную вечность не с теологическими рассуждениями, какими бы правильными и одухотворёнными они не были, а с помощью другим людям. Само по себе появление этих слов Христа свидетельствует о наличии некоторого закона созданного Богом мира, того закона, о котором мы не сможем прочитать ни в учебниках физики, ни в сборнике законодательных актов какого-либо из существующих или же существовавших государств. Этот закон относится к области духовной жизни человека, и говорит о том, что сделать свою душу способной войти в Христово Царство можно только на пути бескорыстного служения другим людям, причём тем из них, кто не способен как-либо нас отблагодарить, тем, кто неприятен, кто капризен и опасен. Как правило, мы с радостью готовы служить своим детям или же родителям, но Христос ставит ни во что такое служение, потому что оно по своей сути равно служению себе самому, и потому в таком служении нет никакого подвига, и нет проявления той любви, к которой призывает нас Спаситель. Любовь — это когда человек выходит за пределы своей плотской ограниченности и начинает делать добрые дела тем, кто совершенно иной, с кем мы меньше всего хотели бы общаться, и на кого мы в своём обычном состоянии предпочитаем не обращать внимания.
Безусловно Бог способен помочь этим людям и без нас. Христос никогда не утверждал обратного, но Он утверждал другое: эти люди с их болью и отверженностью нужны нам, без них мы не сможем приблизиться ко Христу, не сумеем стать Христовыми, и совершенно неслучайно Спаситель уподобил Себя Самого именно этим людям, а не тем, кто сыт, приятен, ароматен и благополучен. Христос, будучи Богом, никак не зависит от человека, не мы Ему, а Он нам даёт бытие, «мы Им живём и движемся и существуем» (Деян. 17, 28). Уподобление Спасителем Себя нуждающимся в помощи говорит, среди прочего, и о том, что мы в этих людях нуждаемся значительно больше, чем они в нас, и как невозможно спасение души без Бога, так невозможно оно и без голодных, бездомных, замерзающих, больных и находящихся под стражей. Дай нам всем Бог уловить эту мысль нашего Спасителя, и через служение другим обрести своё место в Христовом Царстве!