9 марта 2024 года, в канун Недели мясопустной, о Страшном суде, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие друзья, поздравляю вас с наступающим воскресным днём!
Господь Иисус Христос — Глава и Основатель нашей Церкви, а потому Церковь сохранится до Его Второго Пришествия. Мы — христиане — об этом знаем. Однако внешний по отношению к Церкви мир смотрит на это иначе, и потому христианство непрестанно подвергается тем или иным попыткам его дискредитации. Один из самых простых и давно известных методов дискредитации христианства заключается в спекуляциях относительно даты Второго Пришествия Христова.
С одной стороны, Священное Писание Нового Завета неоднократно говорит о том, что этот день близок, оно же приводит признаки приближения дня Господня, с другой — Новый Завет не даёт указания на конкретную дату. То есть мы имеем веру в то, что этот день непременно наступит, но у нас нет даты. А ещё есть признаки. Само собой, что всегда находились, и находятся сегодня, те, кто, исходя из указанных Новым Заветом признаков, пытался или же пытается вычислить дату Второго Пришествия. А дальше всё зависит от таланта и личной харизмы проповедника: отсюда появляются, к примеру, те, кто срочным образом распродаёт своё имущество, завершает свои дела и прячется в землянках. Или ещё каким-то образом начинает суетливо готовиться к наступлению дня Господня. Проходит время, ничего критичного не случается, проповедник оказывается посрамленным, но так как его проповедь, как кажется, основывалась на Новом Завете, то вместе с ним посрамленной оказывается и Благая Христова весть. Так происходило, так происходит, и так будет происходить.
О попытках дискредитации христианства с этой стороны знал и апостол Павел. Именно поэтому он написал во Втором послании к Фессалоникийцам совершенно замечательные слова: «Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов» (2 Фес. 2, 12). Из этих слов апостола мы видим, что харизматичные проповедники скорого наступления дня Христова — Второго Его Пришествия — были уже в середине первого века по Рождестве Христовом, и апостол Павел вынужден был с ними бороться. Это очень важное свидетельство Второго послания к Фессалоникийцам, из него мы можем сделать один простой, но крайне значимый вывод: величайший проповедник Евангелия, тот человек, благодаря которому светом Христовой Истины была просвещена Европа, человек, который сформировал христианство в известном нам виде, выступал против тех, кто, как им казалось, сумел вычислить дату Второго Пришествия Христова. Он боролся не только с теми из них, кто был его современником, но со всеми их идейными последователями. Причина проста: эта дата сокрыта Самим Богом, она принципиально не может быть известна человеку, а те, кто утверждает обратное, своими действиями отвращают людей от Христа, от Его Церкви, и, как следствие, от спасения.
Но как жить в условиях веры во Второе Пришествие, но отсутствия точной информации об этом дне? Этот вопрос интересовал и ближайший круг Христовых учеников. Они спросили Его, и Он дал им, а через них и нам, универсальный ответ, который должен раз и навсегда прекратить попытки вычислений конкретной даты наступления дня Господня: «Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1, 6–8).