В канун Недели 33-й по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском соборе

20 января 2024 года, в канун Недели 33-й по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие друзья, поздравляю вас с наступающим воскресным днём!

Есть в христианском лексиконе слово, которое по причине частого своего употребления обрело чрезвычайно размытые черты. Это слово — «искушение». Чаще же всего современные православные христиане используют это слово для обозначения какого-то неблагоприятного стечения обстоятельств, ну а так как обстоятельства нередко бывают таковыми, то и об искушениях можно услышать довольно часто. Однако нам всё же стоит быть с этим словом аккуратнее, и пользоваться им исходя из его первоначального смысла. О том, каков этот смысл, мы можем узнать, к примеру, из 1-й главы Соборного послания апостола Иакова. В этой главе есть слова: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак. 1, 2–4).

Однако это не единственное место главы, в котором звучит это слово, есть и ещё: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1, 13–14). С одной стороны, апостол Иаков призывает относиться к искушениям с радостью, и видеть в них испытание, которое даёт возможность стяжать терпение и укрепиться в вере, с другой стороны, он напоминает, что искушения — это не что-то внешнее по отношению к человеку, и уж, конечно, это не какое-то неблагоприятное стечение обстоятельств.

Особым образом апостол подчеркнул, что за искушениями не может стоять Бог, «потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак. 1, 13). За тем, что мы называем искушениями, по мнению апостола, стоит наша собственная похоть, которая и обнаруживается при определённом стечении обстоятельств.

Слова апостола Иакова очень легко подтвердить простыми практическими примерами: так, человек, не склонный к злоупотреблению алкоголем, не может искуситься видом, скажем, пивной бутылки, ну а тот, кто не стяжал страсть табакокурения, останется совершенно равнодушным в табачной лавке. Этот принцип работает абсолютно со всеми страстями и пороками, и если нам кажется, что какая-то ситуация, какое-то место или какие-то люди вводят нас во искушение, то стоит обратить внимание на самих себя, и попытаться диагностировать ту внутреннюю немощь, которая служит причиной искушений, ну а затем направить силы на её искоренение.

Впрочем, здесь не может не возникнуть вопрос соотношения слов Господней молитвы и мыслей апостола Иакова. Всем известно, что Спаситель нам оставил всего лишь одну молитву, и в ней есть слова об искушениях: «И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Мф. 6, 13). То есть, мы, обращаясь к Богу-Отцу, просим, чтобы Он не ввёл нас во искушение. Но как же быть со словами апостола Иакова о том, что Бог «Сам не искушает никого»? Давайте попытаемся разобраться.

Вполне естественно, что на это кажущееся противоречие обращали внимание почитаемые Церковью толкователи Священного Писания, и они оставили нам массу размышлений, которые с лёгкостью устраняют возникающие вопросы.

Суть этих размышлений состоит в том, что необходимо строго разграничивать между собой два смысла понятия «искушение». Первый из них подразумевает некоторое испытание, такое, какому подвергался, к примеру, праотец Авраам, это испытание исходило напрямую от Бога и имело своей целью духовное совершенство Авраама, и даже если бы праотец не смог выдержать посылаемого ему испытания, то он бы не согрешил. Так, если бы он отказался приносить в жертву Исаака, то в этом не было бы того греха, за которым следовала бы неизбежная кара, Авраам попросту бы остался на прежнем уровне своей духовной жизни, и об этом невозможно говорить в категориях греха. Но есть искушения иного рода, те, которые толкают человека к совершению греха, и эти искушения, за редчайшими исключениями, происходят от нашей же похоти. Впрочем, их источником может быть и диавол, именно так и было с Адамом и Евой, которые ещё не знали ни о какой похоти, и не имели унаследованного от прародителей тяготения к греху.

Тем не менее остаётся вопрос относительно молитвы Господней, ведь в ней мы свидетельствуем, что Бог способен искушать, и вместе с этим мы просим Его этого не делать. Да, Бог может испытывать, но уверены ли мы в себе настолько, что можем сказать о своей способности выдержать испытания Бога? Вряд ли хорошо знающий себя самого человек обладает такой уверенностью, потому то мы и просим Бога дать нам лишь те испытания, к которым мы готовы, которые мы сможем пройти, и взойти через это на новую для себя духовную высоту.

Похожие публикации