30 декабря 2023 года, в канун Недели 30-й по Пятидесятнице, святых отец, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с наступающим воскресным днём!
Совсем скоро мы будем праздновать наступление нового календарного года, на фоне ярких новогодних украшений и многочисленных подарков будут звучать слова поздравлений и благопожеланий. Как это принято, мы станем желать друг другу всяческих успехов в наступающем году, счастья и отменного здоровья, всего того, без чего сложно помыслить благополучную человеческую жизнь. В апостольских посланиях мы также можем встретить пожелания адресатам посланий, но содержание этих пожеланий существенным образом отличается от тех, к которым мы привыкли.
В качестве примера можно взять окончание Послания апостола Павла к Евреям. Этот фрагмент хорошо известен всем церковным людям, так как он один из тех отрывков, которые читаются в дни памяти преподобных, и начинается он с таких слов апостола: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчёт; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно. Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всём желаем вести себя честно. Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам» (Евр. 13, 17–18).
Очевидно, что этими словами апостол призывает своих адресатов во всём повиноваться наставникам в вере. Здесь, конечно, надо понимать, кого именно апостол подразумевал под наставниками: он говорил о себе самом и о своих соратниках, о тех людях, которые всю свою жизнь посвятили служению Богу и людям.
Как мы знаем, в жизни святых апостолов и их ближайших учеников не было места для чего-то ещё, кроме служения Богу, они, к примеру, не заботились о том, чтобы приобрести хорошую недвижимость, чтобы стать заметными членами современного им общества, они ни в чём не искали своей собственной выгоды. Они делали то, о чём и написал апостол: неусыпно заботились о душах вверенных им Богом людей, понимая, что именно в этом они должны будут дать отчёт Господу в день суда.
Успех служения апостолов не был бы возможен, если бы их совесть была чем-либо запятнана, а потому Послание к Евреям свидетельствует, что апостолы Христовы имели добрую совесть, потому что во всём старались «вести себя честно».
Всё это — и есть те признаки, по которым можно определить истинного наставника и пастыря, и повиноваться стоит лишь таким людям, а не вообще всем, кто тем или иным путём оказался на месте церковного учителя.
Высокая духовная настроенность апостолов проявила себя и в тех пожеланиях, которыми завершается этот отрывок Послания к Евреям. Они звучат так: «Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь» (Евр. 13, 20–21).
Во-первых, апостольские пожелания строятся на упоминании Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа, ведь именно к Нему должно быть направлено устремление христиан, Им мы должны и жить, и двигаться, и существовать (см. Деян. 17, 28). Далее, упомянув Спасителя, апостол просит, чтобы Бог-Отец ради исполнения Его всеблагой воли сделал адресатов послания совершенными «во всяком добром деле», что Бог Сам в этих людях производил те действия, которые будут угодны Ему.
Мы видим, что здесь нет и намёка на те пожелания, которые считаются единственно возможными большинством наших современников. Апостола совершенно не интересует ни здоровье, ни житейское благополучие его духовных чад, он хочет, чтобы в них жил и действовал Бог, и если его молитва будет услышана, то это означает, что его духовные чада обретут самое главное, то, что сделает несущественным какие-либо условности нынешнего материального мира, они приобретут благоволение Пресвятой Троицы, и оно поможет им обрести вечную славу Небесного Царства.