19 декабря 2023 года, в день празднования памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Никольском женском монастыре.
За Литургией была совершена священническая хиротония диакона Алексея Талалаева и диаконская хиротония Александра Чернышова.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогая матушка Евстолия, дорогие отцы, братья и сёстры!
Сердечно поздравляю вас с престольным праздником этой святой обители — с днём памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца!
Как вы все прекрасно знаете, тропарь, посвящённый святителю Николаю, делает особенный акцент на его вере, кротости, воздержании, смирении и нищете духовной. Собственно, обо всём это мы слышим в первую очередь в Евангелии, а именно — в Христовых заповедях блаженств. Эти заповеди очень краткие, их легко запомнить, и, конечно, мы их помним. Помним мы также и то, что в Евангелии мы можем найти лишь одну пространную речь Христа — это та речь, которая была сказана Им непосредственно перед тем, как Господь был взят под стражу. Во всех же остальных случаях Его слова довольно краткие. Конечно, можно предположить, что краткостью отличаются не сами слова Христа, а лишь их передача евангелистами, но это маловероятно, ведь евангелисты не скупились на описание различных деталей Христова земного служения и было бы странно предполагать, что все они дружно решили экономить на прямой речи Спасителя. Причина краткости евангельских изречений Христа иная: истина не нуждается в пространном выражении, более того, она и вовсе не нуждается в словах, она выражается в силе своего воздействия на окружающих.
Апостол Лука, передавая слова заповедей блаженств, засвидетельствовал, что во множестве собравшийся народ в буквальном смысле теснил Спасителя, все хотели прикоснуться к Нему, и, судя по всему, люди надеялись через такое прикосновение получить свободу от своих недугов. Христу в подобной ситуации, в общем-то, можно было вообще ничего не говорить, та сила, которую чувствовали все Его современники, свидетельствовала сама за себя.
Интересно, что чем дальше человечество уходит от первохристианской эпохи, тем больше благочестивых слов мы генерируем и тем меньше в нас той самой Христовой силы. Такое положение дел не может не настораживать. Но, как мы помним из Послания апостола Павла к Евреям, «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8). Эти апостольские слова означают, что настоящая ситуация — это не проявление воли Божией, а потому и связана она не столько с Богом, сколько с нами самими. Собственно, евангельские изречения Спасителя — это не только указание пути в Царство Небесное, это ещё и повествование о том, каким образом любой человек может стать проводником Христовой силы.
Именно по этой причине Господь среди теснящих Его людей, которые хотели стать причастниками спасительной Христовой силы, начал говорить те слова, которые мы сегодня услышали — Господь произнёс слова заповедей блаженств. На эти слова написано невероятное множество различных толкований и комментариев, но при этом они по-прежнему остаются не вполне понятыми. Особенно же трудно их понять в том случае, если воспринимать их как некие инструкции для повседневной жизни.
Нет, Христовы заповеди блаженств — это не инструкции, это описание того устроения души человека, которое позволяет Христу действовать в нас и через нас.
Господь начал свои заповеди с упоминания духовной нищеты, и это отнюдь не то, что можно «включить» в самом себе каким-то «механическим» способом, это не то, что можно обрести волевым усилием, не достигается духовная нищета и какими-то особенными аскетическими подвигами. Да, для достижения такого состояния необходимы и воля, и подвиги, и молитва, но всё это должно быть помножено на предельно внимательное отношение к самому себе и к окружающему нас миру, ведь нищета духовная — это, в первую очередь, глубокое осознание своей всецелой зависимости от Бога, но не зависимости в смысле предопределения, а той зависимости, ближайшим аналогом которой является, пожалуй, зависимость несовершеннолетних детей от их родителей.
Святитель Николай был тем человеком, который сумел обрести духовную нищету, благодаря чему он стал проводником Христовой силы, стал Христовыми руками, и через него Господь оказывает обильные благодеяния самым разным людям. Пусть же и нам Христов святитель Николай окажет помощь — помощь в обретении заповеданной Спасителем духовной нищеты, а также всех тех добродетелей, которые он сумел стяжать: веры, кротости, воздержания и смирения!