22 ноября 2023 года, в день памяти преподобной Евстолии Константинопольской, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Никольском женском монастыре.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Дорогая матушка Евстолия, дорогие отцы, братья и сёстры!
Благодаря Евангелию мы знаем, что смысл Священного Писания состоит в возвещении всего лишь двух заповедей, ну а множество слов Писания — это расширенный комментарий к ним. Христос эти две заповеди сформулировал так: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 37–40).
Конечно, этим слова Священного Писания о необходимости любви к Богу и людям не ограничиваются, и если говорить об отношении к нашим ближним, то невозможно не вспомнить о тех словах Писания, которые также вошли во все перечни заповедей: «Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе» (Исх. 20, 12). Ну а книга Второзаконие сформулировала эту последнюю заповедь предельно категорично: «Проклят злословящий отца своего или матерь свою!» (Втор. 27, 16). Помимо этого, Евангелие от Иоанна сохранило для нас и такие слова Христа: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14, 27). Эти и многие другие слова Ветхого и Нового Заветов должны привести нас к мысли, что любовь к Богу, выражающаяся через любовь к людям, а также усилия, направленные на сохранение мира, должны быть абсолютным приоритетом для любого христианина.
Однако наряду с процитированными библейскими словами существуют и те, которые, как кажется на первый взгляд, нарушают общий смысл Писания и звучат диссонансом. Именно такие слова мы услышали сегодня во время Литургии в отрывке из 12-й главы Евангелия от Луки: «Думаете ли вы, что Я пришёл дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трёх: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей» (Лк. 12, 51–53).
Получается, что в Евангелии от Луки Христос говорит о том, что Он принёс на землю не мир, но разделение, а в Евангелии от Иоанна мы читаем, что Христос принёс мир. Ветхий Завет требует почитания отца и матери, а Христос говорит, что Он разделит детей и родителей. Как можно первое совместить со вторым?! И как вообще понимать слова про разделение?!
Над этими вопросами задумывались многие прославленные Церковью толкователи Евангелия. Так, святителю Амвросию Медиоланскому принадлежит прекрасный и, как кажется, исчерпывающий комментарий: «Подобает ставить людские дела после божественных! Нужно исполнять долг почтения к родителям, но ещё более — к Творцу родителей; к Нему мы должны испытывать благодарность за родителей! А если они не признают Отца, как можешь признать их ты? Итак, Господь говорит, что нужно Бога предпочесть всем, но не призывает отказаться от родных. В другой книге мы читаем: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10, 37). Тебе не запрещают любить родителей, но запрещают предпочитать их Богу. Твои родные — благословение Господа, и нельзя любить принятый от Бога дар больше Бога».
Сложно не согласиться со святителем Амвросием, однако, если человек пойдет за Христом есть вероятность того, что выбор такого человека не будет принят его ближним кругом, и тогда возникнет дилемма: предпочесть Христа или родственников, Христа или тех, кто нам по-человечески дорог? Евангелие и святоотеческая христианская традиция дают ясный и недвусмысленный ответ на этот вопрос: Христос выше всего и всех, а потому всё прочее должно быть приведено в соответствие с этой иерархией ценностей, и такое приведение как раз и станет исполнением заповедей о любви и к Богу, и к ближним.
Однако слова святителя Амвросия можно понимать и шире, ведь не только любой Божий дар меньше Того, Кто его дал, но и вообще любой дар меньше, чем тот, кто является его источником.
Дорогая матушка Евстолия, сегодня, в день ваших именин, в этом храме, пожалуй, нет человека, на которого не распространялась бы ваша помощь, ваши дары, и я хочу вам пожелать, чтобы каждый из тех, кому вы благотворите, во-первых, имел в своем сердце благодарность и Богу, и вам, а во-вторых, чтобы никто из облагодетельствованных вами людей не ценил ваши дары больше, чем вас!