7 октября 2023 года, в канун Недели 18-й по Пятидесятнице и дня памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с воскресным днём и с днём памяти преподобного Сергия Радонежского!
Житие преподобного Сергия Радонежского свидетельствует, что преподобный не был успешным оратором, он вообще предпочитал не говорить, а делать. В этом смысле он был подобен подавляющему большинству святых, мало кто из которых был способен убедительно говорить о собственном опыте богообщения, а потому и мало кто из них оставил какое-либо письменное наследие. Так и преподобный Сергий не оставил по себе книг, сборников проповедей или же дневников. Ну а обилие же святоотеческой литературы, в том числе и русской, обусловлено общим немалым количеством людей, угодивших Богу, среди которых находились и талантливые ораторы.
Думаю, в день памяти преподобного Сергия, не лишним будет поразмышлять о соотношении обладания глубоким духовным опытом и способности красиво говорить. Вообще, красноречие и убедительность слов — это, скорее, свойство представителей языческого мира, христиане же никогда не пытались превзойти в этом искусстве своих оппонентов, христиане предпочитали иной путь — путь личного свидетельства без каких-либо риторических ухищрений. Но в таком подходе есть один существенный минус: людям нравится красивая речь, они охотно верят тем, кто ей обладает, и, напротив, не верят тем, кто к ней неспособен. С этой проблемой столкнулся ещё апостол Павел, об этом он написал, к примеру, в 11-й главе Второго послания к Коринфянам, в которой есть такие слова: «Хотя я и невежда в слове, но не в познании» (2 Кор. 11, 6).
Известно, что в христианской общине Коринфа было немало внутренних проблем, эти проблемы побудили апостола Павла направить в Коринф два послания. Особенно трагичным и горестным было второе из них. Исследователи Нового Завета предполагают, что причиной нестроений среди коринфян стали действия лжеапостолов, при этом не вполне понятно, кем были эти люди и чему именно они учили. Впрочем, из послания апостола Павла ясно, что их учение шло в разрез с учением самого апостола. Из этого же послания понятно, что оппоненты Павла превосходили его в искусстве слова, и потому они находили в Коринфе массу сторонников.
Когда апостол назвал самого себя «невеждой в слове», он отнюдь не лукавил, не иронизировал и не проявлял ложного смирения, у него, несмотря на его общую высокую образованность, действительно не было специального риторического образования. Отсутствие такого образования сказалось и на его посланиях, которые довольно трудны для понимания. Тексты апостола Павла в этом смысле существенно отличаются от писаний других апостолов, и если сопоставлять их между собой, то легко заметить, что образованность Павла сыграла с ним злую шутку: он не был способен писать так же просто, как менее учёные апостолы. Павел был чем-то похож на современным нам выдающихся учёных, которые прекрасно знают свой предмет, но зачастую испытывают проблемы с письменной и устной речью, эти люди говорят запутанно и сложно, а написанные ими учебники для специализированных вузов представляют собой крайне непростое чтение, от которого страдают тысячи студентов.
Апостол Павел призывал коринфских христиан не смущаться непрезентабельностью его речи, он просил их обращать внимание не на его слова, а на его дела, на его опыт, на дары Духа Святого, которые коринфяне получили благодаря проповеди апостола. Он призывал их помнить, что истина и красота слога далеко не всегда бывают синонимами.
Этот апостольский призыв не может потерять своей актуальности, потому что у каждого человека есть своё профессиональное поле деятельности, и мы не ждём, скажем, от электриков, что они будут красноречивыми ораторами, они этому не учились, у них иные задачи. Так и у служителей Церкви есть иные приоритетные задачи, главная из которых — молитва и связанное с ней богослужение, но никак не ораторское искусство. Бесспорно хорошо, когда первое подкреплено вторым, но обращать внимание стоит всё же на молитвенную настроенность пастырей Церкви Христовой, а не на что-либо иное.
Пусть же молитвы преподобного Сергия научат стремиться к духовному преуспеянию, а не к красивым словам, пусть его молитвы научат нас видеть и ценить духовный опыт других людей, даже тех, кто не способен им поделиться словами, и пусть его молитвами мы не смущаемся тогда, когда и сами бывает не в состоянии выразить свой опыт веры, надежды, любви и упования!