2 сентября 2023 года, в канун Недели 13-й по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— В Евангелии есть те фрагменты, из которых можно без особого напряжения сделать те или иные практические нравственные выводы, в нём также есть фрагменты противоположного свойства: в них рассказываются некие истории, и на первый взгляд не совсем понятно, какого рода выводы можно сделать из этих историй. В качестве примера второго рода можно вспомнить всем прекрасно известную историю о насыщении Христом Спасителем нескольких тысяч человек в пустынном месте небольшим количеством хлеба и рыбы.
Вряд ли можно найти человека, который вырос бы в стране, сформированной христианской культурой, и при этом не знал эту историю. На страницах Евангелия она встречается несколько раз, её с небольшими отличиями повторяют все четыре евангелиста, ну а в Евангелии от Марка мы находим две таких истории, которые рассказываются практически друг за другом: первая содержится в конце 6-й главы, а вторая — в начале 8-й.
Одним словом, история известная, а потому складывается ощущение, что с ней всё понятно: Христос, будучи Воплощённым Богом, совершает чудо умножения вещества, в данном случае — хлеба и рыбы. В рамках Священного Писания в таком умножении нет ничего необычного, достаточно вспомнить рассказ из Третьей книги Царства, в котором идёт речь о пророке Илие и вдове из Сарепты, вдова помогла пророку, она отдала ему последнее съестное в своём доме, взамен же она получила неистощимый источник масла и муки: «И сказал ей Илия: не бойся, пойди, сделай, что ты сказала; но прежде из этого сделай небольшой опреснок для меня и принеси мне; а для себя и для своего сына сделаешь после; ибо так говорит Господь Бог Израилев: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю. И пошла она и сделала так, как сказал Илия; и кормилась она, и он, и дом её несколько времени» (3 Цар. 17, 13–14).
По сути дела, Христос повторяет то чудо, которое совершил Илия. Но повторяет его Спаситель несколько раз, и оно затрагивает не какого-то одного человека, а сразу несколько тысяч, что делает чудо Христа более явным и более масштабным. Очевидно, что само это чудо указывает на превосходство Христа Спасителя над всеми праведниками Ветхого Завета, и любой человек, который знаком со Священным Писанием, с лёгкостью это заметит. Те, кто был тогда рядом со Христом, знали Писание, а потому они и понимали, что перед ними Тот, Кто выше всех, перед ними Сам Бог.
Христос мог бы ни у кого ничего не просить. Он мог бы просто сотворить вещество — достаточное количество хлебы и рыбы. Но Он поступил иначе: Он сделал так, что каждый стал совершителем этого чуда. Здесь мы снова видим отсылку к событиям Третьей книги Царства: пророк Илия не просто помолился о сарептской вдове и тем самым умножил её продуктовые запасы, Илия попросил отдать ему последнее, и именно это странное и по земным меркам опрометчивое действие стало залогом совершения чуда.
И история Третьей книги Царств, и евангельская история показывают, что для благого вхождения Бога в жизнь человека требуются вера и способность быть готовыми без оглядки отдать последнее. Так поступила вдова из Сарепты, там поступили люди в пустыне. Они просто поверили, и отдали. Вдова отдала последнее от отчаяния, люди в пустыне — скорее из любопытства, но конечный итог один — все стали свидетелями проявления силы Божией в своей жизни.