В Неделю 12-ю по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил Литургию во Владимирском соборе

27 августа 2023 года, в Неделю 12-ю по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Основная миссионерская задача Церкви состоит в проповеди Евангелия. Но когда мы таким образом определяем нашу задачу, то бываем превратно поняты, ведь под словом «Евангелие» люди привыкли подразумевать те книги, которые в своём заглавии имеют это слово. Тогда как само понятие «Евангелия» значительно шире, оно в себя включает не только книги, но и основную мысль этих книг, то есть рассказ о Христовом Воскресении, и рассказ этот может быть выражен бесконечном числом способов, каждый из которых по праву может называться «Евангелием», или, иначе — «Благой вестью» о Христовом Воскресении. Именно так — как «Евангелие» — определял свою проповедь и апостол Павел. Об этом он написал в 15-й главе Первого послания к Коринфянам, отрывок из которого сегодня прозвучал во время Литургии.

Апостол Павел счёл необходимым напомнить христианам Коринфа то Евангелие, которое он им благовествовал ранее, и которое они, по его словам, приняли и в котором утвердились, которым они спасаются. И далее, как мы слышали, апостол напоминает основные положение своей прежней евангельской проповеди. Тот текст, который Павел назвал «Евангелием», чрезвычайно краток, в русском переводе он передан всего лишь одним предложением, этот текст содержит всю суть христианской веры и упования. Если же «очистить» Евангелие апостола Павла от вводных слов и от послесловия, и вычленить из него содержательную часть, то останется всего лишь несколько фраз, которые легко запомнить даже тому, кто не имеет особой способности запоминания текстов. Вот эти фразы: «Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребён был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати» (1 Кор. 15, 3–5).

Простота этих апостольских слов неслучайна. Павел, как и все другие апостолы, обращался к максимально широкой аудитории, и ему было нужно, чтобы его поняли все, и учёные, и простецы, те, кто знаком с библейской историей, и те, кто о ней ничего никогда не слышал. Павел хотел, чтобы суть евангельского благовестия ни от кого не ускользнула, чтобы никто не мог сослаться на то, что ему непонятны прозвучавшие слова. Если же человек имел способность к более глубокому познанию, то он мог погрузиться в детальное исследование апостольских посланий, а также литературы Ветхого Завета.

Впрочем, были в истории Церкви и те, кого смущала простота евангельского благовестия. Этим людям казалось, что в общедоступной простоте не может быть заключена полнота истины, а потому они пытались найти её где-то ещё. Само по себе такое стремление свидетельствует о непонимании сути христианства, которое никогда не было учением для избранных или какой-то специфической духовной практикой, христианство — это вера в то, что написал апостол Павел в Коринф, то есть вера в Христово Воскресение и, как следствие, вера во Иисуса из Назарета как Сына Божия. Такая вера проста, но эта простота имеет отношение лишь к интеллектуальному наполнению веры, вслед за видимой внешней простотой принятая сердцем весть о Христовом Воскресении приводит человека к познанию смысла и цели собственной жизни, к духовному перерождению, что в свою очередь приближает человека к богоподобию.

Похожие публикации