В Неделю 11-ю по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил Литургию во Владимирском соборе

20 августа 2023 года, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с воскресным днём!

Признаюсь, что я иногда читаю различные статьи про личностные кризисы. Этот мой интерес обусловлен, с одной стороны, внешними причинам, то есть геополитической обстановкой, с другой — возрастом. И все эти статьи говорят об одном и том же: любой кризис может стать как причиной роста, так и причиной упадка, дело всё в отношении к нему самого человека. Эту мысль можно продолжить, и сказать, что любая сложная и непростая ситуация также может быть побудительной причиной роста или же привести к упадку. Действительно, иной раз люди диаметрально противоположным способом относятся к тому, что с ними происходит. Кто-то склонен постоянно жаловаться и делать акцент на том, что его не ценят, не любят, не понимают, что и люди, и весь мир настроены против него, такой человек постоянно чувствует себя ущемленным и обиженным, а кто-то ведёт себя совершенно иным образом и во всём происходящем с ним склонен видеть благой промысл Божий. Первому все должны, второй, скорее, должен сам, в первую очередь — Богу.

Церковь сегодня предложила нам для размышлений притчу о немилосердном должнике, о человеке, который отказался простить человеку малый долг, тогда как ему самому был прощён долг какого-то совершенно фантастического и нереального размера. Господь Иисус Христос, завершая притчу, подвёл её итог и сказал, что так, как поступил государь с немилосердным должником поступит Отец Небесный с каждым человек, не способным на прощение.

На первый взгляд кажется, что эта притча исключительно про умение прощать, но если вдуматься глубже, то мы увидим нечто большее: Христова притча говорит в целом про отношение к жизни, про то, каким образом мы относимся не только к Богу, но и друг ко другу, а также к самим себе. Сам по себе долг немилосердного должника указывает на то, что это совсем не те деньги, которые может задолжать один человек другому, это нечто значительно большее. Исследователи Нового Завета сумели перевести те деньги, которые был должен немилосердный человек, в более понятные единицы, получилось, что десять тысяч талантов равны шестидесяти тысячам дневных оплат труда рабочего в Древнем Израиле. Шестьдесят тысяч дней — это 164 года, из чего можно сделать вывод, что речь идёт о совершенно невозможном долге одного человека перед другим. Следовательно, притча говорит о долге перед Богом, и об отношении не между людьми, а между человеком и Богом, но, конечно же, отношения с Богом напрямую влияют и на отношения к окружающим и к самому себе.

Для кого-то Бог — строгий Судья, Тот, Кого стоит бояться, а потому и ко всему тому, что исходит от Него, нужно относиться с опаской и недоверием. Для кого-то Бога и вовсе не существует, следовательно, свою собственную жизнь человек воспринимает как цепь случайностей, на которые стоит попытаться каким-то образом повлиять. Но есть и люди иного типа: они видят в Боге любящего Отца, и относятся ко всем обстоятельствам своей жизни соответствующим образом, и это отношение они переносят и на окружающих. Такие люди понимают, что их жизнь в конечном итоге должна привести к вечности со Христом, а потому Бог даёт им возможность наилучшим образом подготовить свою душу к вечности, именно в этом ключе они воспринимают мир и всё с ними происходящее.

Причта задаёт каждому из нас вопрос: а к какому типу людей относимся мы? Дай Бог, чтобы пусть и не сразу, но мы все научились видеть в Боге любящего Отца со всеми вытекающими из этого последствиями!

Похожие публикации