В канун праздника Преображения Господня епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском соборе

18 августа 2023 года, в канун праздника Преображения Господня, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с Преображением Господним!

Сегодня Церковь сосредоточена на воспоминании евангельского события — Преображения Господня — и на его всестороннем рассмотрении. Мы вместе с Церковью пытаемся понять, какое значение имело Преображение в деле нашего спасения, и вместе с этим думаем о собственном преображении, о том, чтобы венцом нашей жизни стало вхождение в божественную славу и осияние Фаворским светом. Говорить о том, каким был этот свет на горе Преображения довольно непросто, ведь никто из нас не переживал того опыта, который довелось пережить апостолам Петру, Иоанну и Иакову.

Но тем не менее, пожалуй, каждый из нас имеет не такой же, но схожий опыт.

Прикосновение к божественному свету случается тогда, когда мы видим другого человека таким, каким его сотворил Бог. Это происходит, если по благодати Божией удаётся посмотреть на человека не обычным плотским взором, а взглядом любви, но любви, конечно же, не земной, не похотливой, не требовательной, а такой, о которой в своё время написал апостол Павел, взглядом любви совершенной, Источником которой является Бог. Уверен, что в жизни любого верующего человека бывали такие прозрения, они даются нам как некий аванс, даются для понимания конечной цели христианской жизни.

На практике же это выглядит приблизительно так: ещё вчера человек представлялся нам совершенно обычным, мы видели его искажённость грехом, видели его страсти и несовершенство, но в какой-то момент, пусть и долю секунды, Бог дал увидеть нечто совершенно иное — прекрасное и возвышенное. Такое прозрения особенно часто подается священникам в первые годы их служения: мы видим, как после совершения над человеком таинства исповеди, после того как он причастится святых Христовых Тела и Крови, он меняется. И в тот момент, когда по окончании Литургии, причастившись, люди подходят ко кресту, среди них нет тех, кто в глазах священника был бы некрасивым или же неприятным, священник видит всех абсолютно прекрасными, и это не связано ни с возрастом, ни с полом, ни с личным отношением священника к тому или иному человеку. Такое видение другого — и есть некий отблеск Преображения Господня.

Апостолы Христовы знали Христа в первую очередь как Иисуса из Назарета, то есть как человека. И относились они к Нему до Его Воскресения в первую очередь как к человеку. Да, необычному, да, имеющему особые отношения с Богом, но как к человеку. А это означает, что они, ещё не будучи просвещены Духом Святым, видели и ту искажённость природы, которую наследуют все люди от наших прародителей, в случае же со Христом, апостолы видели то, что в богословии называется неукоризненными страстями, то есть голод, усталость, жажду и всё прочее, продиктованное человеческой природой. Во время Преображения Господь Иисус Христос предстал пред апостолами таким, каким Он был на самом деле, и каким апостолы смогли бы Его видеть всегда, если бы имели содействие Святого Духа.

Мы с вами все просвещены Духом Святым. Но нам мешают уже не неукоризненные, а самые обычные страсти и грехи. Преображение Господне — прекрасный повод задуматься о том, какими мы можем быть, а потому и должны быть. Прекрасный повод укрепить нашу решимость в борьбе с личным грехом. Пусть же Господь Всемилостивый нам поможет в этой борьбе!

Похожие публикации