В Неделю 10-ю по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил Литургию в Преображенском храме села Нагорье

Дмитрий Ухоботов
Фото

13 августа 2023 года, в Неделю 10-ю по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Преображенском храме села Нагорье Переславского района.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогой отец Илия, отцы, братья и сёстры! Поздравляю вас с воскресным днем! Отца настоятеля сердечно благодарю за приглашение сегодня совершить здесь Литургию!

Книга Деяний святых апостолов приводит множество описаний исцелений и даже воскрешений, совершённых апостолами. Эти описания совершенно замечательно ложатся в общую ткань повествования, на фоне описанного в книге Деяний духовного подъёма они смотрятся гармонично и естественно. Складывается ощущение, что исцеления давались апостолам без особого труда: стоило им только сказать слово или же прикоснуться, как человек тут же становился здоров. Мы не находим в этих описаниях того напряжения, которое было, к примеру, в рассказах о схожих чудесах древних пророков Илии и Елисея. В Евангелии мы видим несколько иную картину: иногда апостолы могли исцелять, иногда у них это не получалось. Очевидно, что произошло какое-то радикальное изменение. Но какое именно? Давайте попытаемся найти ответ на этот вопрос через рассмотрения отрывка из 17-й главы Евангелия от Матфея, который сегодня прозвучал во время Божественной Литургии.

Этот евангельский рассказ недвусмысленно свидетельствует, что ученики Христовы не смогли исцелить больного ребёнка. Самих учеников чрезвычайно поразила их собственная слабость, и это понятно: до этого случая у них не возникало подобных проблем, Христос сказал им исцелять, и они исцеляли, они успешно действовали по слову Христову: «Больных исцеляйте, прокажённых очищайте, мёртвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (Мф. 10, 8). Евангелие от Луки передаёт радость апостолов от их успехов такими словами: «Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! И бесы повинуются нам о имени Твоём» (Лк. 10, 17).

Но здесь что-то пошло не так, что-то изменилось. По какой-то причине апостолы не смогли сделать то, что множество раз успешно делали до этого.

Сам же Христос объяснил причину, по которой апостолы не смогли помочь мальчику, очень просто: «По неверию вашему» (Мф. 17, 20). И это звучит довольно странно, ведь то, что было ранее, ясно свидетельствует о надлежащей вере апостолов, а потому то они и могли совершать удивительные чудеса. Но несмотря на это мы слышим Христов упрёк в неверии.

После Христова Воскресения ситуация изменилась: у нас нет свидетельств того, что апостолы не смогли кому бы то ни было помочь. Из этого можно сделать вывод о существовании как минимум двух типов или же двух уровней веры: первая — та, которая была у апостолов до Христова Воскресения, вторая — та, которую они обрели лицом к лицу встретившись с Христом Воскресшим. В первом случае вера апостолов была несовершенной, на это указывает их непонимание Христовых слов о грядущих Страданиях, Смерти и Воскресении Спасителя. После же Воскресения вера апостолов обрела свою полноту, они перестали сомневаться, перестали не понимать, перестали бояться, такая вера стала возможна благодаря личной встрече с Христом Воскресшим и содействию благодати Духа Святого. И эта вера была совершенной, потому то апостолы и перестали сталкиваться с невозможностью кого-либо исцелить.

Конечно, Христовы ученики были в уникальной ситуации: они имели возможность видеть Христа Воскресшего лично. Но у нас есть примеры и иного рода, самый яркий из которых — апостол Павел, он ни разу не встречался со Спасителем в физическом мире, но Господь Сам открыл Ему Себя, и апостол Павел стал силой веры неотличим от всех прочих апостолов. Подобное происходило и со множеством святых, им тоже Господь открывал Себя так, что их вера становилась совершенной и действенной. Значит, Христос может привести к такой вере любого человека, а потому стоит всеми силами жаждать её, искать и молиться о её даровании.

Похожие публикации