В Неделю 9-ю по Пятидесятнице и день памяти благоверных князей Бориса и Глеба епископ Феоктист совершил Литургию в Борисоглебском монастыре

Дмитрий Ухоботов
Фото

6 августа 2023 года, в Неделю 9-ю по Пятидесятнице, день памяти мучеников благоверных князей Бориса и Глеба, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Борисоглебском мужском монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогой отец Иоанн, дорогие отцы, братья и сёстры! Поздравляю вас с воскресным днём и днём памяти мучеников благоверных князей Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида!

Празднуя память первых русских святых братьев Бориса и Глеба, мы с вами неизменно вспоминаем и историю нашего Отечества. Конечно, в полной мере понять то, что происходило в начале XI века не представляется возможным, но тем не менее нам известна общая канва событий: после смерти святого благоверного великого князя Владимира Святославовича вспыхнула междоусобная борьба между его сыновьями — наследниками великокняжеского престола. В этой борьбе не было ничего возвышенного и романтического, это была банальная борьба за власть. К счастью, у нас с вами нет понимания того, как борьба за власть может пленить душу человека и заставить его совершать преступления, но мы знаем, что в истории человечества подобное происходило неоднократно, знаем, что борьба за власть — вечный спутник падшего человечества, а потому она будет сопутствовать нам до Второго Пришествия Христова.

Впрочем, несмотря на то что нам неведомо такое стремление к власти, мы на собственном опыте знаем, каково быть обладаемыми теми или иными страстями, которые неизбежно толкают нас к совершению грехов, некоторые из которых с точки зрения божественного закона являются преступлениями. Конечно, христиане призваны к тому, чтобы тщательно следить за всеми движениями своей души, и не позволять себе попадать в плен к какой бы то ни было страсти, но иной раз это бывает чрезвычайно сложно, ну а если говорить о людях, далёких от христианства, то для них и вовсе хранение души представляется чем-то недостижимым, а существующие из этого правила исключения представляют собой проявления непостижимой и безмерной милости Божией.

Мы не знаем, каким образом соотносил себя с христианством убийца святых Бориса и Глеба Святополк. Исторические сведения о нём весьма противоречивы, и сейчас невозможно доподлинно определить был ли он сыном святого князя Владимира, или же был его племенником. Как бы то ни было, он был рождён гречанкой, следовательно, можно предположить, что он был крещён, но крещены были и те люди, которые в начале прошлого века стали инициаторами гонений на Церковь в России. И Святополк, и эти люди не были христианами по сути, а потому они не думали о собственной душе и о том, что для неё полезно, они были сосредоточены исключительно на земных, а потому и временных интересах. Не были они способны думать и о пользе своих ближних.

А вот Борис и Глеб христианами были. И потому они в равной степени заботились и о своих душах, и о тех людях, которые от них зависели. Особенно ярко в этом смысле проявил себя святой князь Борис: он отказался от попыток свержения Святополка с Киевского престола, и тем самым сберёг жизни многих людей. Ни Борис, ни Глеб не пытались сопротивляться Святополку, хотя логика падшего человечества побуждает именно к этому, к тому, чтобы на силу отвечать силой. Они поступили иначе: на силу оружия, злобы и коварства ответили кротостью, подобной кротости Христовой, и через это унаследовали Христово Царство.

Борис и Глеб, став первыми русскими святыми, определили путь нашей национальной святости: он лежит через кротость даже тогда, когда кротость способна лишить физической жизни. Но мы верим и знаем, что физическая жизнь — это лишь самое начало, что за ней простирается вечность, именно к вечности со Христом мы и стремимся, и пусть же молитвами святых мучеников князей Бориса и Глеба Всемилостивый Господь даст нам силы быть всегда и во всём верными Христу, и в конечном итоге обрести ту же благую участь, которую обрели святые братья!

Похожие публикации