В Троицкую родительскую субботу епископ Феоктист совершил Литургию во Владимирском соборе

Дмитрий Ухоботов
Фото

3 июня 2023 года, в Троицкую родительскую субботу, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка Феоктист обратился к собравшимся:

— Дорогие друзья, сегодня мы с вами собрались, чтобы вознести сугубые молитвы о наших почивших предках. Нынешний день в Цветной Триоди именуется днём поминовения всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших.

Конечно, в первую очередь мы молимся о тех усопших, с кем нас связывают узы родства, и это вполне естественно. Вообще, естественно большее внимание обращать на тех, кто нам близок, на наших родственников, и на тех, с кем мы составляем один народ. С одной стороны, это требование естества, с другой — в Священном Писании мы находим многочисленные подтверждения такого подхода. Одним из примеров трепетного отношения к собратьям по крови может служить нынешний отрывок из книги Деяний святых апостолов, в котором рассказывалось об окончании крайне непростого пути апостола Павла в Рим и о том, чем апостол занялся тогда, когда наконец-то оказался в конечной цели своего путешествия.

Как только определилась бытовая сторона его жизни — апостола не стали заключать под стражу, а позволили жить отдельно под охраной — он тут же пригласил к себе собратьев иудеев. Для Павла миссия среди израильтян, как и вообще общение с ними, были очень важны, при любом удобном случае он в первую очередь обращался к своим единоплеменникам. Да, они его редко готовы были слушать, ещё реже они его слышали и уж совсем редко верили его словам о Христе. Но Павел был на удивление упорен. С одной стороны, в Церкви за апостолом Павлом закрепилось наименование «апостола язычников», и он, действительно, был таковым. А с другой — Павел ни на секунду не забывал о том, кто он и откуда, несмотря на все те беды, которые ему причинили иудеи, апостол стремился к встрече с ними и к проповеди среди них.

Конечно, такое стремление можно объяснить тем, что именно к иудеям изначально было обращено слово Божие, они на протяжении многих веков были хранителями откровения Божия, и именно в Израиле воплотился Спаситель мира, Который тоже проповедовал исключительно среди Своих соплеменников, достаточно вспомнить историю с хананейской женщиной, обратившейся ко Христу с просьбой об исцелении дочери, Господь откликнулся на слёзную мольбу той женщины, но сначала сказал о том, что Он «послан только к погибшим овцам дома Израилева» (см. Мф. 15, 24). Конечно, апостол Павел не мог не подражать Своему Спасителю и Богу.

Но в стремлении Павла к общению с иудеями есть ещё и нечто иное. А именно — любовь к своему родному народу. Не та, любовь, которая кричит о себе на каждом углу, а любовь истинная и жертвенная. Апостол шёл к иудеям, прекрасно понимая, что может в очередной раз пострадать от них. Но не идти он не мог, это стало бы для него предательством. Более того, в Послании к Римлянам апостол Павел написал очень страшные слова, которые мало кто может повторить о себе самом: «Желал бы сам быть отлучённым от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования» (Рим. 9, 3–4).

Сложно сказать, в какой степени были успешны апостольские труды Павла, направленные на просвещение светом Христовой истины израильтян. Но бесспорно, что его пример — универсален, и когда христиане думают о должном отношении к своим родным по плоти людям, нам стоит обращать внимание на апостола Павла и учиться у него. Конечно, одного желания здесь недостаточно, потому что есть масса объективных факторов, которые делают единство невозможным. Нам необходима помощь свыше, Христова молитва о единстве учеников — залог того, что такая помощь будет подана каждому, кто осознает бедственность разделений и обратится с искренней просьбой к Подателю всяческого блага Богу.

Похожие публикации