1 июня 2023 года, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе Переславля.
Во внимание к трудам на благо Святой Церкви Артур Эдуардович Ишханян был удостоен архиерейской грамоты.
По окончания богослужения епископ Феоктист обратился к собравшимся:
— Дорогие отцы, братья и сёстры!
Как вы знаете, на сегодняшний день в этом году перенесено празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери, причина переноса состоит в совпадении календарного дня празднования с Троицкой родительской субботой. Но, конечно, дело не в конкретной дате праздника, а в том, какие именно события мы сегодня вспоминаем.
Нынешнее торжество было установлено Церковью в честь спасения Москвы во время нашествия крымского хана Мехмет-Гирея на Русь в 1521-м году, во время которого были разорены многие города, в том числе и Подмосковье, но уцелела столица — Москва, и многие люди через данные им от Бога откровения связали спасение Москвы с заступничеством Божией Матери ради Её Владимирского образа.
В этой истории обращает на себя внимание тот факт, что Русь в той войне потерпела поражение: в конечном итоге великий князь Василий III был вынужден признать свою зависимость от крымского хана и подписать договор, согласно которому Русь должна была выплачивать ту же самую дань, которую выплачивала Золотой Орде. Но поражение почти не закрепилось в памяти нашего церковного народа, тогда как к воспоминанию заступничества Божией Матери мы возвращаемся регулярно, чествуем его и прославляем.
Для человека нецерковного это выглядит довольно странно: как можно устраивать праздник в честь спасения столицы, не обращая при этом внимания на итоговый результат войны? И почему в богослужении праздника Церковь, молитвенно взывая к Божией Матери, утверждает: «Ныне страна Российская о Тебе хвалится и веселится, имеющи Тя Заступницу и стену нерушимую… стража неусыпна земли Российския»? Складывается ощущение, что Церковь нарочно отказывается обращать внимание на исторические факты, которые невозможно совместить с теми славословиями, которые мы произносим.
Но это, конечно же, не так. Причина такого необычного отношения к истории состоит в том, что Церковь смотрит на исторический процесс значительно шире, чем может себе позволить это делать историческая наука: наука ограничена лишь временным измерением истории, тогда как Церковь, принимая во внимание временное, простирается дальше — в вечность. Если смотреть на непростую и болезненную историю взаимоотношений Руси и Орды в широкой исторической перспективе, то мы поймём, что поражение 1521-го года — это вовсе не конец, а лишь один из множества этапов освобождения Руси от татарского ига, в каком-то смысле трагические события 1521-го года можно сравнить с процессом обучения или же с нашей земной жизнью, в которых неизбежно бывают ошибки и провалы. Вместе с этим в тех событиях Церковь сумела увидеть и оптимистичный знак — спасение Москвы, увидела Церковь и Ту, благодаря Которой Москва не пострадала во время нашествия. Это был своего рода символ и залог будущего освобождения Руси, а вместе с этим и обещание Божией Матери не оставлять нас Своим покровительством и заступничеством. Впрочем, самое важное состоит не в том, что Русь сумела освободиться от ига, и не в том, что мы прославляем Божию Матерь как Хранительницу нашего Отечества, самое важное — Её участие в деле нашего спасения, именно к этому Она ведет и нас, и всех христиан, по этой причине мы Её чтим, хвалим и воспеваем. Спасение во Христе заступничеством и предстательством Божией Матери — вот та точка истории, из которой Церковь осмысляет все события прошлого, настоящего и будущего.
И дай нам всем Бог научиться у Церкви видеть происходящее в перспективе вечности, непрестанно прославляя нашу Заступницу и уподобляясь Ей в исполнении Христовых заповедей!