В канун Недели 5-й по Пасхе епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском соборе

13 мая 2023 года, в канун Недели 5-й по Пасхе, о самаряныне, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Христос воскресе!

Дорогие друзья, я позволю себе немного поразмышлять не о Христовом Воскресении, которое мы продолжаем праздновать, а о самом печальном феномене человеческой цивилизации — о нашей гордыне.

Из Священного Писания мы знаем, что евреи древности были склонны гордиться фактом своей избранности Богом. Если проанализировать все возможные поводы для гордости, то этот, пожалуй, будет самым обоснованным, но и в нём заключено зерно порока, которое состоит в том, что, во-первых, гордость вне зависимости от её предмета пагубна для человеческой души, во-вторых, довольно странно гордиться тем, что дано человеку от рождения и не является его личным выбором или же достижением. Но самое страшное заключается вовсе не в гордости как таковой, а в её эффекте, в том, что она лишает его элементарной разумности. Эту опасность апостол Павел описал во второй главе своего Послания к римским христианам, в ней, в частности, идёт речь о том, что «обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твоё стало необрезанием» (Рим. 2, 25).

Если мы обратимся к истории Ветхого Завета, то увидим, что обрезание как символ особого завета с Богом впервые появляется в истории праотца Авраама: «И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами» (Быт. 17, 9–11). Тогда Авраам поступил так, как ему сказал Бог. Таким же образом поступали и потомки Авраама. Изначально факт заключённого с Богом завета, выраженного через обрезание, не был предметом для гордости, таковым он стал через несколько поколений, в частности, в истории детей Иакова, то есть правнуков Авраама. Связано это было с желанием Сихема, сына Еммора Евеянина, взять себе в жену дочь Иакова Дину, сыновья Иакова высказались по этому поводу так: «Не можем этого сделать, выдать сестру нашу за человека, который необрезан, ибо это бесчестно для нас; только на том условии мы согласимся с вами [и поселимся у вас], если вы будете как мы, чтобы и у вас весь мужеский пол был обрезан» (Быт. 34, 14–15).

Далее Священное Писание Ветхого Завета ясно свидетельствует, что ощущение гордости от своего избрания Богом среди потомков Иакова только росло и ширилось, в конечном же итоге оно привело к тому, о чём написал апостол Павел: люди начали полагать, что само по себе обрезание способно заменить собой нравственную жизнь по заповедям Божиим.

Апостол вынужден был напомнить, что это совсем не так, что обрезание — это лишь символ, оно, как и любой другой символ, имеет смысл только тогда, когда его сопровождают соответствующие дела, а именно — исполнение Богом данного закона без каких-либо попыток найти его удобные и необременительные толкования, позволяющие избегать дел закона.

То, что написал в Рим апостол Павел, кажется простым и очевидным, но если написанное им перенести в наши современные христианские реалии, то впечатление от апостольских слов существенным образом изменится.

У нас — современных христиан — тоже есть свои символы, самый известный из них — нательный крест. Среди нас тоже есть те, кто полагает, что этот крест — достаточное основания для того, чтобы ощущать себя под особым покровительством Божиим, и полагать, что благодаря этому символу, конечно, в том случае, если он имеет правильную форму и освящён в храме, человек всесторонне защищен и имеет неплохие шансы на блаженную вечность.

Слова апостола Павла говорят о том, что это не так, что символы имеют значение только тогда, когда их использование сопровождается соответствующими делами веры. Более того, апостол идёт дальше: он утверждает, что человек, который и вовсе далёк от каких-либо символов особых взаимоотношений с Богом, но при этом исполняющий заповеди, оказывается к Богу ближе, чем тот, кто демонстрирует окружающим все положенные признаки религиозной идентичности. Апостол Павел призывает римских христиан хорошенько задуматься об этом, и вспомнить, что Бог смотрит не на что-либо внешнее, Он смотрит на сердце человека и на его дела. Вместе с древними римскими евреями апостол Павел предлагает задуматься об этом и нам, современным христианам.

Похожие публикации