13 апреля 2023 года, в Великий Четверток, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Великий Четверг — день, в который мы вспоминаем установление Господом Иисусом Христом таинства Евхаристии, омовение ног ученикам, Гефсиманскую молитву Спасителя и предательство Иуды. Пожалуй, нет иного дня в богослужебном году, в котором была бы такая же концентрация воспоминаний о событиях Священной Истории. Конечно же, Церковь не просто так предлагает нам вспомнить об этих событиях — Церковь хочет, чтобы мы погрузились в каждое из них, помолились, подумали и постарались сделать какие-то личные выводы, ориентируясь при этом на богослужебное осмысление евангельского повествования. Это тот труд, который мы все должны постараться совершить сегодня, и я надеюсь, что у нас будут желание, время и силы, чтобы его осуществить.
Сейчас же я хочу остановиться лишь на одном из возможных вопросов: на вопросе о причащении Иуды. Дело в том, что Евангелие не даёт на него чёткого ответа, Евангелие позволяет думать по-разному. Так, Евангелия от Матфея, Марка и Иоанна прямо не указывают на то, что Иуда причастился, при этом они прямо не говорят и о том, что причащения не было. Евангелие от Луки стоит в этом смысле несколько особняком, и если следовать ему, то причащение Иуды не вызывает никаких сомнений. Но помимо евангельских свидетельств у нас есть ещё и авторитетные толкования, среди которых тоже нет единства: кто-то из святых полагал, что Иуда ушёл до момента установления Евхаристии, кто-то считал, что Иуда покинул Христа и апостолов после причащения. А ещё у нас есть богослужебные тексты Страстной седмицы, они более однозначны и говорят о том, что Иуда сначала причастился, потом ушёл ради предательства. Впрочем, нам ничто не препятствует избрать для себя любую из двух возможных точек зрения, ничто нам не препятствует менять их в различные периоды жизни, ведь во многом точка зрения на вопрос о причащении Иуды зависит от нашего отношения к таинству Евхаристии.
Можно полагать, что само причащение Тела и Крови Господних препятствует совершению тяжёлых грехов. А можно считать, что оно способно лишь поддерживать человека в его стремлении к исполнению Христовых слов, но при этом никоим образом не порабощает волю, и если воля направлена ко злу, то таинство будет бессильно. В этом смысле у нас может быть диаметрально различный личный опыт: кто-то сумел после причащения Тела и Крови Христовых избежать того греха, к которому его влекло, кто-то, напротив, по неосторожности впал в грех, которого и вовсе не мог ожидать. Мой опыт склоняется ко второму, а потому мне ближе повествование Евангелия от Луки, которое, напомню, говорит о том, что Иуда ушёл после причащения, и Господни Тело и Кровь не смогли удержать его от греха.
По моему глубокому убеждению, в этом нет ничего странного, и это вовсе не означает, что таинство Евхаристии «не работает», это означает лишь то, что воля человека остаётся свободной несмотря ни на что. Бог поддерживает наши благие стремления, но не ограничивает нашу волю. Сделать это можем лишь мы сами, а потому мы и молимся после причащения о том, чтобы таинство Тела и Крови были нам «во исцеление души же и тела, во отгнание всякаго сопротивнаго, в просвещение очию сердца, в мир душевных сил, в веру непостыдну, в любовь нелицемерну, во исполнение премудрости, в соблюдение заповедей Твоих, в приложение Божественныя Твоея благодати и Твоего Царствия присвоение». Молитвы по святом Причащении — это не какой-то необязательный довесок к самому таинству, они — его продолжение, именно в них мы просим Спасителя и Его Пречистую Матерь сохранить нас от всякого греха и сделать способными к исполнению святых Христовых заповедей, просим оградить саму нашу мысль от всего грязного, недостойного и греховного.
Мы можем дискутировать о причащении Иуды. Но нет сомнений в том, что Иуда не попросил Христа помочь ему избежать греховного мысленного плена, Иуда, даже если он и причастился, тут же ушёл предавать Христа, он не остановился с тем, чтобы поблагодарить Спасителя за Его величайший дар. Думаю, именно это и есть ответ на вопрос о том, почему Иуда смог сделать то, что он сделал. Его печальный опыт — урок каждому христианину. Давайте не будем повторять его ошибок, и с вниманием послушаем благодарственные молитвы, а если по какой-то причине слова этих молитв сейчас не достигнут наших умов и сердец, то повторим их в домашней тишине. И давайте будем поступать таким образом не только сегодня, но в любой день, в который Господь сподобляет нас причащения Его Пречистых Тела и Крови.