В Великую Среду епископ Феоктист совершил Литургию Преждеосвященных Даров во Владимирском кафедральном соборе

Дмитрий Ухоботов
Фото

12 апреля 2023 года, в Великую Среду, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию Преждеосвященных Даров во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании Литургии владыка обратился к верующим:

— Исследователи Нового Завета расходятся во взгляде на ту евангельскую историю, которую сегодня — в Великую Среду — вспоминает Церковь Христова. Одни вполне убедительно доказывают, что женщина, о которой мы слышали в Евангелии от Матфея, это та же самая Мария, которая помазала ноги Христа Спасителя за шесть дней до Пасхи и весь сегодняшний сюжет — ничто иное, как изложение той же самой истории другим евангелистом. Другие же исследователи не менее убедительны в доказательстве того, что это совершенно разные истории и разные женщины. Церковь же склонна придерживаться второго мнения, а потому в церковном предании закрепилась мысль, что речь идёт о разных историях и разных женщинах.

С точки зрения современных норм и традиций сама сцена с возлиянием масла на голову кого-либо выглядит довольно странно и вряд ли сегодня кто-то позволит проделать ту же самую процедуру над самим собой. Но в традиции древней Палестины это было если и не совсем обычным делом, то оно, как минимум, находилось в рамках допустимого. Из Священного Писания мы знаем, что масло возливали при помазании кого-либо на царство, маслом помазывали голову в торжественных случаях, вообще, масло было самым распространённым и ходовым косметическим средством. Кроме того, с помощью масла приготовляли тела усопших к погребению и надо сказать, что масло как вещество для приготовления к погребению сегодня тоже используется, правда, для довольно ограниченного числа людей: умерших священников не обмывают водой, а помазывают маслом.

Евангелист Матфей ничего не говорит о цели, которую ставила перед собой женщина с сосудом драгоценного масла. Вряд ли она смогла бы внятно объяснить цель своего визита и своих действий. Никто не называет её грешницей, нет слов о том, что таким образом она хотела получить прощение своих грехов. Нет слов о том, что она вообще хоть что-то просила и что-то говорила. Вряд ли она понимала то, чего не могли понять апостолы: что через два дня Господь Иисус Христос будет убит и погребён.

Впрочем, в этой евангельской истории существенно важно, конечно же, не эта женщина и не её действия, важно здесь совсем иное. Конечно, это не Иуда, и не благовонное масло. Не зрители и не ученики. Важен Христос Спаситель. Всё прочее обретает свою значимость лишь в связи с Ним. Христос был абсолютно прав: о том, что сделала безымянная женщина знают все те, кто хоть как-то знаком с текстом Евангелия. Очевидно, что она сама не ставила перед собой цели обрести всемирную и вневременную известность. О её цели можно лишь догадываться, возможно, и вовсе не было никакой цели, а был лишь порыв любящего сердца. Её история лишний раз показывает и доказывает: только с таким сердцем и можно подходить ко Христу. Только такое сердце может познать истину. И только такое сердце никогда не ошибётся.

Похожие публикации