1 апреля 2023 года, в канун Недели 5-й Великого поста, преподобной Марии Египетской, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:
— Евангельский рассказ об уверении апостола Фомы имеет своим продолжением ответ Спасителя на исповедании Фомы: «Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 29). Любопытно, что Господь не сказал о блаженстве уверовавших в каком-то отдалённом посмертном будущем, Он сказал о блаженстве здесь и сейчас. А это не может не вызывать вопросы.
Вот, мы собрались здесь сегодня так, как собираемся каждую неделю, а иногда и чаще, и каждый из нас определяет себя верующим человеком, у каждого из нас был свой путь к вере во Христа, и мы её достигли. Да, можно сказать о несовершенстве нашей веры, можно самыми разными способами критиковать себя, но никто из нас не назовёт себя неверующим. Плохим христианином, маловером — возможно, но веру мы, всё же, имеем.
А как быть с блаженством? Можем ли мы сказать, что вследствие своей веры мы обрели блаженство? Да и что вообще понимать под блаженством? У него есть прекрасное богословское определение, оно звучит так: «Блаженство — высшее состояние духовного и телесного бытия, достигаемое верующими на пути стяжания благодати Святого Духа, преодоления внутренней противоречивости, обретения единства с Богом, спасения, и жизни вечной». А если из области богословия перейти к тому, как определяют блаженство толковые словари русского языка, то можно остановиться на такой формулировке: «Блаженство — это счастье, как состояние доброты и наслаждения». Очевидно, что слова Господа Иисуса Христа о блаженстве верующих в Него не имеют никакого отношения к тому, что называют блаженством словари, а вот к богословскому определению стоит присмотреться внимательнее.
Конечно же, мы далеко не первые из тех, кого занимал вопрос блаженства в его евангельском смысле. Задолго до нас на этот вопрос попытался ответить святитель Амвросий Медиоланский, его слова звучат так: «Некоторые считают, будто жизнь блаженная невозможна в этом теле — немощном и хрупком, в теле, в котором приходится мучиться, страдать, горевать, болеть. <…> Не блаженство — быть среди страдания, но блаженство — быть победителем его, не сломленным временной болью». Далее святитель Амвросий подробно раскрывает свою мысль и через примеры Священного Писания Ветхого Завета показывает, что блаженство состоит не в том, чтобы не испытывать каких бы то ни было страданий, а в том, чтобы иметь силу оставаться верным Богу несмотря ни на что, так, как оставался Ему верен, скажем, проданный в рабство своими братьями Иосиф, как оставался Ему верен Иов Многострадальный и многие другие древние герои веры. Блаженство, по мнению святителя Амвросия, состоит именно в этом: быть верным Богу, и в качестве награды за свою верность иметь в душе то утешение, которое невозможно описать и которое невозможно достичь какими-то иными способами.
Верующие во Христа, действительно, блаженны, ведь у нас есть та сила Духа Святого, которая способна сделать нас победителями в любой, даже самой сложной, жизненной ситуации, у нас есть сила, о существовании которой мы можем и не догадываться до той поры, пока не придёт время испытаний. И дело здесь не в том, что мы какие-то невероятные люди, а в том, что с нами Христос и Его Святой Дух, благодаря чему мы имеем возможность проходить сквозь испытания и обретать обетованное Спасителем блаженство. От нас же требуется лишь вера. А она у нас есть. И дай Бог, чтобы она пребывала с нами до момента встречи лицом к лицу с нашим Творцом Господом Иисусом Христом!