4 марта 2023 года, в день памяти великомученика Феодора Тирона, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме Живоначальной Троицы села Троицкое Угличского района.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Сегодня за Литургией прозвучал отрывок из Послания апостола Павла к Евреям, по большей части этот отрывок состоял из ветхозаветных цитат, которые призваны подтвердить вполне очевидную для христианского сознания мысль: Христос выше всех, выше ветхозаветных праотцов и пророков, выше ангелов и всех небесных сил бесплотных. Христос — абсолютно уникален, с Ним никто не может сравниться, но при этом Он Сам был и есть с нами, Его слова и Его образ известны, а потому нет смысла искать чего-то другого, Христос — конец всех поисков, конец блуждания во тьме, Он — та цель и та вершина, к которой множество веков стремилось человечество. Аудитория послания, как и следует из его надписания, — евреи, следовательно, автор для подтверждения своей мысли использует те понятия, которые известны и авторитетны в этой среде, — он обращается к Ветхому Завету.
Здесь мы сталкиваемся с проблемой: то, что было известно и обладало авторитетом в еврейской среде двухтысячелетней давности, вовсе не обладает теми же свойствами в нашем сегодняшнем обществе. Да и вообще, вряд ли сегодня можно найти то общество, в котором авторитет Ветхого Завета был бы схож с его авторитетом в среде адресатов послания. В этом смысле приведённые в сегодняшнем отрывке цитаты для нас не имеют особого смысла. Поэтому стоит обратить внимание не на них, а на слова автора, потому что они раскрывают догматические истины о Христе.
Основная же истина состоит в том, что Христос — Бог. Поэтому, когда возникает вопрос о соотношении Ветхого и Нового Заветов, то необходимо иметь в виду, что если Ветхий Завет — это волеизъявление Бога, данное через пророков, то Новый Завет — это то, что Бог дал напрямую, без всяких посредников. Пророки при всём старании, при всей своей искренности не могли не вносить человеческого элемента в своё благовестие, они, как и все мы, при передаче информации не могли её не интерпретировать, но не так обстоит дело с Евангелием: слова Христа — это не передача чужих слов и чужого опыта, это слова Самого Бога, по этой причине они превосходят слова пророков, они точнее, они ярче, они глубже, они важнее. Более того, понять суть Ветхого Завета можно лишь через призму Христовых слов, они — ключ к пониманию глубинного смысла того, что Бог возвещал через отцов и пророков.
Вместе с этим для нас слова Послания к Евреям имеют и ещё один смысл: они напоминают о том, что Христос выше не только святых Ветхого Завета, но и всех других людей, не исключая и святых новозаветного времени, следовательно, Его слова превосходят по своей значимости слова кого бы то ни было из людей, и неважно в какую эпоху жили эти люди, неважно и то, каким авторитетом обладают их мысли, ведь они, в лучшем случае, представляют собой лишь комментарии к мыслям Спасителя. Думается, что нам крайне важно об этом помнить, потому как и мы — христиане — имеем некоторую вполне очевидную для любого мыслящего человека склонность наделять особым авторитетом своих предшественников в вере, и иногда такое наделение затмевает для нас слова Христа, что, конечно же, нельзя назвать ни нормальным, ни похвальным.