3 марта 2023 года, в канун Недели 1-й Великого поста, Торжества Православия, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Пожалуй, любому человеку знакома такая ситуация: мы готовимся к важному и непростому разговору с хорошо знакомым нам человеком, прокручиваем различные варианты развития диалога, готовим свои аргументы, предполагаем реакцию нашего собеседника на них, это сделать, как кажется, довольно просто, ведь мы его, повторю, хорошо знаем, нам прекрасно известно что и как он может ответить, но вот наступает сама беседа, и внезапно оказывается, что все заготовленные нами слова оказались бесполезны, потому что наш оппонент по какой-то непонятной причине решил не следовать тому плану разговора, который мы себе вообразили. Оказалось, что тот, кого мы так хорошо знаем, вовсе не таков, каким мы его себе вообразили. Подобные ситуации встречаются повсеместно, встречаются они в разных вариациях и по разным поводам.
Из этого опыта можно сделать вывод о том, что никакой человек не равен нашему о нём представлению, человек всегда больше, шире, глубже, он всегда менее предсказуем, чем мы можем себе вообразить. Если вдуматься, то мы не знаем не только наших родственников, друзей и знакомых, мы не знаем и самих себя, потому что и наши собственные реакции на различные внешние события зачастую способны нас удивить, и далеко не всегда это удивление будет приятным.
Из осмысления своего жизненного опыта мы понимаем, что чаще всего мы общаемся не с другим человеком, а со своим представлением о нём, то есть с некоей фантазией, лишь отдалённо напоминающей реального человека. Так происходит и в случае общения лицом к лицу, что неизбежно приводит к проблеме непонимания и к последующим взаимным обидам, а иногда и к открытым конфликтам.
Но если так происходит с людьми, то, что мы можем сказать относительно общения с нашим Создателем? Откуда у нас есть уверенность, что мы Его понимаем, если мы не в состоянии понять и наших близких, и самих себя? Откуда мы можем знать, как в той или иной ситуации будет действовать Бог? Конечно, можно сказать, что у нас есть Священное Писание и опыт святых, и такой ответ будет совершенно корректным, но он не снимает проблемы абсолютной свободы Бога, Который способен выйти в своих действиях за рамки любых схем, точно также, как может это сделать человек, потому что Бог, как и человек, абсолютно свободная Личность, и Его степень свободы несравнима с нашей, Он вообще ничем не обусловлен, кроме любви к сотворённому Им миру.
Апостолы Лука и Клеопа, о которых мы сегодня слышали в евангельском чтении, глубоко скорбели из-за смерти Христа Спасителя, ведь они, по их собственным словам, «надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля» (Лк. 24, 21), то есть они предполагали, что Воплощённый Бог будет действовать тем образом, который они для Него вообразили, что Он воцарится в Иерусалиме, и это послужит началом Мессианской эпохи. Но этого не произошло, Христа распяли, Он умер. Лука и Клеопа полагали, что это конец истории Спасителя, они были в отчаянии.
Но оказалось, что Бог действует иначе, что смерть для Него — не конец, а начало, он действует так, как не может помыслить человек, и это относится не только к делу нашего спасения, Бог так действует всегда, и, конечно же, нам стоит об этом помнить тогда, когда мы дерзаем предполагать и предугадывать то, что сделает Бог.