3 марта 2023 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Никольском женском монастыре.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Дорогая матушка, дорогие отцы, братья и сёстры, сердечно поздравляю вас с окончанием первой седмицы Великого поста. Я надеюсь, что минувшие дни вы провели с пользой для души и ума.
Сегодня мы с вами слышали отрывок из книги Бытия. Наверное, это самый трагический отрывок во всей Библии, который описывает самое трагическое событие в человеческой истории — это грехопадение наших прародителей.
Размышляя о сегодняшнем отрывке, я вспоминаю слова Спасителя: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф. 18, 3). Эти Христовы слова имеют массу различных толкований, которые говорят и о детской простоте, доверчивости, отсутствии сознательных грехов, способности принимать дары без всяких глубокомысленных рассуждений и размышлений о своём достоинстве. Всё это, конечно же, совершенно справедливо, но есть в детях и ещё кое-что недоступное большинству взрослых — это их умение не видеть грехи других людей. Да, во многом это связано с особенностями детского сознания, но ещё и с тем, что у детей нет опыта личного греха, а именно этот опыт делает для нас очевидными грехи других людей.
Адам и Ева не замечали наготы своих тел, и в этом они были подобны маленьким детям, тем самым детям, о которых говорил Христос.
Для Адама и Евы всё изменилось тогда, когда они получили опыт греха, и книга Бытия ясно показывает, какого рода был этот опыт: он заключался в непослушании Богу. Кажется вполне очевидным, что Бог мог дать и какую-то иную заповедь, очевидным кажется и то, что сами по себе плоды с дерева познания добра и зла не представляют собой чего-то фундаментально значимого. Значимым является лишь сам факт непослушания Богу. Из повествования книги Бытия мы видим, что последствия непослушания обнаружились фактически мгновенно: Адам начал скрываться от Бога, он утратил свою первозданную открытость и доверчивость, он стал оправдываться и обвинять во всём Еву, а заодно и Самого Бога, схожим образом начала вести себя и жена Адама. Их поведение нам очень понятно и знакомо: мы все знаем, как происходит перекладывание вины на другого, знаем, как переживается стыд и как страшно кому бы то ни было доверять полностью и без оглядки.
Такое состояние, несмотря на его повсеместность и привычность, неестественно для человека. Человек не был сотворён пугливым и недоверчивым, не был он сотворён и тяготеющим к греху. Человек был сотворён свободным и открытым, таким, какими бывают маленькие дети. Христос через упоминание детей призвал нас вернуться к первозданному состоянию, потому что только в нём заключено высшее благо для человека, и без возвращения к тому, что было до грехопадения, невозможно вернуться туда, откуда Бог изгнал Адама и Еву. Христос не только призвал, но и на Своём примере показал, каким образом можно достичь желаемого результата: через абсолютное и безоговорочное доверие Богу, действия и повеления Которого могут нам казаться неправильными, ошибочными и несправедливыми. Спасителю было крайне непросто принять волю Бога Отца о Себе Самом, но Он это сделал и тем самым показал, что такое принятие возможно для любого человека: «И, отойдя немного, пал на лицо Своё, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26, 39). Спаситель показал, что возможно в полноте безоговорочно довериться Богу и принять Его волю. Безумно сложно, почти невозможно, но Господь показал, что «почти невозможно» не равно «невозможно».
Очевидно, что только такое, детское, доверие Богу уподобляет нас тем самым детям, которых «есть Царство Небесное» (Мф. 19, 14). Чтобы обрести рай, нам нужно стать такими, какими Адам и Ева были до грехопадения, и, к счастью, у нас с вами в Церкви есть для этого все средства.
Мне очень хочется надеяться, что мы с вами будем активно пользоваться этими средствами и в конечном итоге окажемся там, откуда были изгнаны наши с вами прародители.
Спаси вас всех Христос и помощи Божией на предстоящие недели Великого поста.