14 февраля 2023 года, в канун праздника Сретения Господа нашего Иисуса Христа, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас со Сретением Господа нашего Иисуса Христа!
В празднике Сретения Господня, как и в Христовом Рождестве, мы можем видеть две основных линии, о которых Церковь призывает нас задуматься: во-первых, мы всматриваемся в таинственную встречу Бога и человека, а во-вторых, мы размышляем о последствиях пришествия в мир Господа Иисуса Христа. Вполне очевидно, что и о первом, и о втором можно размышлять бесконечно и делать это с самых разных сторон.
Сегодня мне хочется поделиться некоторыми размышлениями относительно слов, которые во время Сретения сказал праведный Симеон Богоприимец Божией Матери: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лк. 2, 34).
Конечно же, Симеон произнёс это не от себя лично, его слова — откровение, полученное им от Бога. История Церкви показывает, что Симеон, или, если точнее, Бог был абсолютно прав. Вся жизнь нашего Спасителя — это «предмет пререканий». Во время Его земной жизни Он был не понят и не принят большинством Своих сограждан, в конечном же итоге Он был приговорён к жестокой и позорной казни.
После Его Воскресения и Вознесения ситуация не изменилась: сама весть о Христе Воскресшем производила и производит на людей далеко не всегда благоприятное впечатление, о том, как это происходило в первом веке по Рождестве Христовом, мы можем прочитать много интересного в апостольских посланиях: юная Церковь фактически сразу же после своего выхода в мир начала подвергаться как внешним, так и внутренним испытаниям.
Вообще, вся история Церкви — это история непонимания и конфликтов, причём конфликтов вокруг Христа. Мы чрезвычайно увлечены бесконечными спорами относительно того, как необходимо понимать Евангелие, как относиться к христианской традиции, мы готовы разрывать общение друг с другом в том случае, если наше понимание не совпадает с пониманием другого. Всё это происходит как на уровне общин, так и на простом человеческом уровне.
Конечно, иногда именно так и надлежит поступать, но в большинстве случаев наши христианские конфликты вызваны тем, что мы никак не можем уловить и осознать основную мысль Спасителя: мысль о главной заповеди — заповеди любви. Любовь же начинается с того, что мы перестаём смотреть по сторонам, а сосредотачиваемся на своём сердце, когда вместо бесконечного поиска грехов в других людях, мы начинаем думать о своей собственной соотнесённости со Христом, а если мы видим грех другого человека, то это становится для нас замечательным поводом подумать о себе самих, подумать о том, почему нас так сильно задевает именно этот грех, почему мы таким образом на него реагируем, и не является ли наша реакция признаком того, что мы и сами подвержены тому же самому греху.
Опыт жизни христианских подвижников однозначно свидетельствует, что сама по себе способность видеть грехи других людей говорит о том, что мы и сами прекрасно знакомы с теми грехами, которые замечаем у наших близких. Следовательно, первой мыслью должно быть не стремление исправить другого, а стремление исправить самого себя.
Если поступать таким образом, то мы обретём способность не претыкаться о Христа, а видеть в Нём Любящего Бога, Который умер за нас несовершенных и грешных, и через это обретём спасение во Христе!