11 февраля 2023 года, в канун Недели о блудном сыне, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:
— Дорогие друзья, поздравляю вас с наступающим воскресным днём!
Сегодня за всенощным бдением впервые в этом году прозвучал 136-й псалом, который входит в состав подготовительных богослужений Великого поста. Несмотря на то, что этот псалом содержится в Псалтыри царя Давида, сам Давид не имеет никакого отношения к авторству 136-го псалма, впрочем, в этом нет ничего удивительного или же необычного — авторами Псалтыри были самые разные люди, жившие в различные эпохи. 136-й псалом, как это явствует из его содержания, был написан во время Вавилонского плена, то есть в VI веке до Рождества Христова, и он собой выражает глубокую скорбь еврейского народа по утраченной родине, то есть по Израилю, и, особенно, по Иерусалиму, не только как по столице родной страны и символу независимости, но и, в первую очередь, как по месту нахождения Храма. Будучи уведёнными в плен, израильтяне вместе со свободой утратили и возможность совершения храмового богослужения, ведь по ясно выраженному волеизъявлению Бога принесение жертв и богослужение было возможно исключительно в Иерусалимском храме. Во время Вавилонского плена израильтяне лишились всего самого дорогого: свободы, родины и Храма. Неудивительно, что люди глубоко страдали от этого лишения, их боль обрела своё выражения в 136-м псалме.
Впрочем, были и те представители еврейского народа, кто переживал плен без каких-либо излишних страданий: у нас нет похожих псалмов, составленных теми, кто находился в Ассирийском плену, то есть людьми из северных израильских колен.
Любопытно, что из плена вернулись только те евреи, кто был в Вавилоне. Да, тут есть ряд оговорок, но важна суть: северные колена, которые обошлись без плача по утраченным свободе, родине и Храму, навсегда остались в плену, их судьба представляет собой историческую загадку, а южные колена вернулись, они отстроили заново Иерусалим и воссоздали храм. Здесь напрашивается очевидный вывод: сама по себе память о свободе и тоска по ней, помноженная на тоску по родине и Храму, является залогом выживания и сохранения самих себя.
Конечно же, Церковь включением 136-го псалма в христианское богослужение, совершенно не случайно напоминает нам об истории еврейского народа, его история — это прообраз истории души всякого человека. История плена — это тоже прообраз, в частности, прообраз нашего пленения видимым физическим миром и собственными страстями. Окружающий нас мир стремится к тому, чтобы мы в нём растворились, чтобы забыли, кто мы и откуда, чтобы мы перестали помнить о Христе и Его Евангелии, чтобы мы стали жить не по закону Христову, а по тем законам, которые диктует нам мир. Каждый из нас прекрасно понимает и чувствует, что миру удаётся воздействовать на нас таким образом. Вместе с этим, он нас успокаивает, он говорит: «Ну посмотри, всё же так живут, и ничего страшного с ними не происходит, к чему же все эти твои потуги? Просто будь как все!» Соблазн последовать этим уговорам очень велик, велик и другой соблазн: решить, что это и есть истинная свобода, а любые религиозные ограничения — это форма несвободы. Наверняка, именно так и решили представители северных израильских колен. Решили и растворились в окружающих племенах, окончательно утратив свой статус избранных Богом людей.
Так произойдёт и с любым христианином, который в какой-то момент перестанет испытывать тоску о потерянном Рае и по общению с Богом, который перестанет страдать из-за осознания собственной несвободы, который забудет о своём великом предназначении — быть новым творением во Христе (ср. 2 Кор. 5, 17).
Церковь призывает всех нас задуматься об этом. И, задумавшись, приложить усилия к тому, чтобы через тоску и стремление к свободе, предпринять шаги к освобождению. Очень надеюсь, что все мы с вами услышим этот церковный призыв!