В Неделю о мытаре и фарисее епископ Феоктист совершил Литургию в Никольском женском монастыре

свящ. Сергий Савенков
Фото

5 февраля 2023 года, в Неделю о мытаре и фарисее, Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской, день памяти святителя Феоктиста, архиепископа Новгородского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Никольском женском монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Дорогая матушка Евстолия, дорогие отцы, братья и сёстры!

Сердечно поздравляю вас с воскресным днём и с днём памяти Новомучеников и исповедников Церкви Русской!

Сегодня, как вы все прекрасно знаете, начался период пения Постной Триоди, и начался он с Недели о мытаре и фарисее. В качестве назидания и повода для размышления Церковь предложила нам краткую Христову притчу, содержание которой, конечно же, прекрасно известно любому христианину. Этой притчей Церковь начинает нас подготавливать к Великому посту, к тому времени, которое мы посвящаем покаянию и всестороннему осмыслению нашей жизни.

Как правило, когда мы слышим слово «покаяние», то начинаем размышлять о собственных грехах, то есть о том, что отделяет нас от Бога и не даёт спокойно жить. Это вполне справедливо. Но вместе с этим необходимо подумать и об источнике любого греха. Именно к этому нас и призывает притча о мытаре и фарисее, вместе с этим, притча делает акцент не на греховных поступках как таковых, а на том мироощущении, при котором становится возможным то, что Бог идентифицирует как грех.

Для этого притча использует пример фарисея: в его лице мы видим человека, который ощущает себя центром мира, который вполне доволен собой, а потому имеет возможность радостного и благополучного соотнесения себя с другими людьми. Если вдуматься, то так или иначе, но абсолютное большинство людей смотрит на мир из позиции этого фарисея из Христовой притчи. Если мы будем внимательны к самим себе, то мы с лёгкостью заметим: у каждого из нас есть ощущение своего особого статуса и своего особого места в мире, мы твёрдо и точно знаем, почему каждый из нас особенный и неповторимый, а потому каждый из нас ждёт трепетного и благоговейного отношения к самому себе.

С этими ожиданиями мы рождаемся, а потому любой ребёнок начинает свой жизненный путь с совершенно конкретных слов и требований, от едва научившихся говорить детей мы постоянно слышим «я», «мне», «моё», «хочу», «не хочу» и «дай». Со временем мы социализируемся, узнаём, благодаря нашим родителям и воспитателям, что столь открыто выражать свои требования и декларацию своего места в мире неприлично, и потому делаем это более изощренно, но общий смысл сохраняется. Мы продолжаем на протяжении всей жизни радоваться приобретениям и горевать из-за потерь. Нам приятны похвалы, даже если они лукавы, и обидны критические замечания, вне зависимости от того, в какой форме они высказаны. В большинстве случаев мы живём под гнетущим давлением падшего естества, доставшегося нам от Адама и Евы.

Христос же призывает нас покаяться, то есть измениться таким образом, чтобы центром нашей жизни стали не мы сами, а Бог. В практическом смысле это означает, что нас должны перестать беспокоить собственные интересы, собственная личность, она, для того, чтобы наследовать блаженную вечность, должна попросту исчезнуть, она должна раствориться в Боге и окружающих нас людях, если это произойдёт, то нам станет абсолютно безразлично мнение о нас окружающих, станут излишними социальные условности, так, как они стали излишни для мытаря из притчи, который не замечал никого и ничего, он был сосредочен не столько на собственной греховности, сколько на святости Бога. И в этом — только в этом! — человек может обрести спокойствие и блаженство.

Дай Бог, чтобы рано или поздно, но у каждого из нас получилось осуществить на деле то, к чему нас неустанно призывает наш Воскресший Спаситель и Господь Иисус Христос!

Похожие публикации