22 января 2023 года, в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, и день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России чудотворца, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с воскресным днём!
Если зайти в церковный книжный магазин и обратить внимание на ассортимент книг, которые там находятся, то, среди прочего, мы увидим массу всевозможных инструкций относительно покаяния и исповеди. Это будут пособия по подготовке к исповеди, будут списки грехов, общие размышления о покаянии, сборники великопостных проповедей, посвящённых покаянию и так далее. Призывом к покаянию пронизана церковная проповедь, можно сказать, мы, находясь в Церкви, живём в пространстве покаяния. Евангельский голос Христа Спасителя призывает к тому же — он призывает к покаянию.
Но вот что странно: если немного полюбопытствовать и пройтись самым обычным поиском по электронной Библии, то мы обнаружим, что во всём корпусе библейских книг слова, образованные от слова «покаяние», встречаются только 27 раз, при этом в качестве призыва из уст Христа — всего лишь один раз, в том отрывке Евангелия от Матфея, который мы сегодня услышали. Евангелие от Иоанна и вовсе не содержит этого слова, впрочем, апостол и евангелист Иоанн Богослов компенсировал своё упущение к книге Откровения, в которой немало призывов к покаянию, но они не принадлежат Христу. А вот если мы всё тем же обычным поиском по электронной Библии вычленим слова, образованные от слова «радость», то выясним, что такие слова встречаются в библейских книгах 185 раз, что почти в семь раз больше, чем слова, образованные от «покаяния».
Сама по себе эта нехитрая статистика весьма удивительна, становится не совсем понятно, каким образом именно призыв к покаянию, а не к радости о Христе, стал основным призывом церковной проповеди. Возможно, дело здесь в том, что с какого-то момента христианство начало восприниматься не как предвосхищение блаженства Царства Божия, а как метод борьбы с дурными человеческими качествами, носителями которых является каждый из нас. Все мы страдаем от самих себя, а заодно и мучаем окружающих. Нам это не нравится, мы пытаемся измениться, внимательно смотрим за собой, исповедуем грехи, ненадолго испытываем облегчение, снова грешим и снова каемся. Так по кругу и до самого конца.
Проблема здесь, как кажется, в том, что при таком подходе невозможно измениться, меняет человека нечто совершенно иное. То, что раз и навсегда изменило апостола Павла, ведь в его посланиях невозможно найти длительного и изнуряющего апостольского плача о собственных грехах, которые у него, как и всякого другого человека, несомненно, были. То, что изменило и других апостолов, которые тоже дружно забыли о своих грехах. Не было сугубого плача о грехах и у первых христианских мучеников. У всех этих людей была нескончаемая непоколебимая радость о Возлюбившем нас немощных и грешных Господе Иисусе Христе. Все эти люди сумели покаяться в истинном смысле этого слова — они изменились, они стали совершенно новыми людьми, живущими не по закону плоти, но по закону Духа, совершение какого-либо греха стало для них невозможным. А изменил их Дух Святой, Посланный от Отца Господом Иисусом Христом.
Пусть же Он придёт, вселится, очистит от всякой скверны каждого из нас, и вместе с этим наполнит наши души всепоглощающей радостью о Христе Воскресшем!