18 января 2023 года, в Навечерие Богоявления — Крещенский сочельник, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Свято-Троицком Даниловом монастыре.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Дорогой отец Пантелеимон, отцы, братья и сёстры, поздравляю вас с Навечерием Богоявления!
Для человека вообще и для христианина вообще естественным является стремление к честности как с самим собой, так и с другими людьми. Честность можно назвать одной из общечеловеческих ценностей, именно поэтому мы ждём её и от самих себя, и от окружающих. Если же у нас — у христиан — по какой-либо причине не получается в полной мере быть честными, то мы начинаем страдать и мучаться, а о своей неправде мы обязательно упомянем на очередной исповеди, и, конечно же, постараемся исправить своё поведение. Но есть в этом нашем общем стремлении к правде один гигантский «подводный камень»: довольно непросто определить, чем, собственно, является правда и что это вообще такое.
Кажется, что это абсолютно пустяковый и надуманный вопрос, а правда, как о том и говорят толковые словари, — это «то, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей», но если посмотреть на услышанные нами сегодня за Литургией слова апостола Павла сквозь призму такого понимания правды, то получается, что апостол был от неё далёк, и, соответственно, лгал. Так, в Первом послании в Коринф Павел написал о самом себе как о человеке, который «для Иудеев […] был как Иудей», а «для чуждых закона — как чуждый закона», и «для немощных был как немощный». Резюмируя свой подход, апостол написал: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9, 22). Иными словами, Павел постоянно приспосабливался к особенностям своей аудитории, и, как ни странно, он не считал это грехом против правды.
Причина столь странного отношения апостола Павла к правде кроется в том, что он предлагает смотреть на правду не как на средство, а как на цель, и считать правдой не «то, что существует в действительности», а евангельскую истину. Всё то, что приводит к ней, — правда, а всё противоположное этому, — ложь. Свою мысль апостол выразил такими словами: «Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его» (1 Кор. 9, 23).
Если следовать подходу апостола Павла, то получается, что любой христианин, решая свой частный вопрос о правде, должен думать не о том, насколько та или иная информация «соответствует реальному положению вещей», а о том, способна эта информация привести ко Христу или же нет.
Дорогой отец Пантелеимон, сегодня у вас день рождения, я вас сердечно поздравляю с этим днём, и от всей души желаю вам всегда поступать таким образом, чтобы ваши слова и действия, весь ваш облик приводили людей к Истине — к Господу нашему Иисусу Христу! И, конечно же, того же самого желаю и всем здесь сегодня собравшимся!