21 сентября 2022 года, в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Глебовское Переславского района.
Во внимание к трудам на благо Святой Церкви были удостоены архиерейских грамот:
- Надежда Ивановна Бровкина;
- Татьяна Александровна Васендина;
- Борис Михайлович Жулёв;
- Елена Васильевна Кульбацкая.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие отцы, братья и сёстры! Всех вас сердечно поздравляю с Рождеством Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии!
Только, наверное, совсем ленивый христианин не обращал внимания на то, что с точки зрения церковного православного календаря Рождество Божией Матери — это первый двунадесятый праздник в году. Конечно, это, с человеческой точки зрения, совершенная случайность, но, как бы то ни было, на протяжении многих веков мы начинаем новый церковный год с Рождества Преблагословенной Девы, и видим в таком начале новолетия промысел Божий, более того, мы не можем не видеть в этом и богословскую подоплёку, ведь именно с Рождества Богородицы началась непосредственная история нашего спасения, тогда как вся предшествующая история человечества была лишь подготовкой.
Господь наш Иисус Христос неоднократно сравнивал Царство Небесное с чем-то очень маленьким и незаметным, Он, к примеру, уподоблял Небесное Царство горчичному зерну, которое в эпоху Его земной жизни считалось самым крошечным из всех семян. А ещё Он уподоблял Небесное Царство закваске, которая и вовсе незаметна невооружённому человеческому взгляду. Из этих уподоблений и из самой священной истории мы можем сделать вывод о том, что самое важное и значительное не только в истории человека, но и в истории человечества происходит не на многолюдных площадях, не при тысячах свидетелей, не под прицелом фото- и видеокамер, самое важное происходит в тишине и безвестности.
О Рождестве Божией Матери тогда, когда оно произошло, знали лишь Её родители и близкие родственники. Конечно, чуть позже об этом узнал более широкий круг людей, но это не было событием масштаба всего Израиля, и тем более не было событием известным в каждом уголке земного шара. Таковым Рождество стало значительно позже, и мы, спустя две с лишним тысячи лет, вглядываемся в Рождество Пречистой и пытаемся всё глубже и глубже понять его значение.
Сам по себе факт видимой незначительности события Рождества Божией Матери должен подтолкнуть нас к, как кажется, совершенно очевидной мысли: никакое событие нельзя оценивать по его отклику у современников. То, что сегодня кажется весомым и значительным, скорее всего в отдалённой исторической перспективе окажется просто мишурой, о которой никто и не вспомнит. А то, что выглядит рядовым и обыденным, может оказаться необычайно важным и в конечном итоге повлиять на всё человечество.
Эту же мысль можно продлить и на каждого человека: никому из нас не дано знать о том, какие отдалённые последствия будут иметь те или иные наши слова и поступки. Мы можем полагать, что если мы люди маленькие, незначительные и неизвестные, то и наши дела не имеют какого-то особенного значения, тогда как история Рождества Божией Матери показала обратное: никому неизвестная Девочка из глубокой, даже по меркам Израиля, провинции, оказалась самым важным и значимым человеком со времён Адама и Евы, более того, она стала Новой Евой, через Неё — и только через Неё — человечество обрело возможность вернуться к первозданному райскому блаженству пребывания с Богом.
Дай нам всем Бог помнить и о Божией Матери, и о том, что величие человека определяется не его известностью среди людей, не его доходами и влиянием, ни статусом, ни образованием, и не тем, что он сам о себе думает, величие человека связано с его нравственным состоянием и его укоренённостью в богопочитании.
Дай Бог, чтобы среди нас было как можно больше поистине великих людей!