4 сентября 2022 года, в Неделю 12-ю по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме Живоначальной Троицы села Ордино Угличского района.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:
— Дорогой отец Меркурий, отцы, братья и сёстры! Поздравляю вас с воскресным днём!
Сегодня в рядовом апостольском чтении прозвучали очень простые и в какой-то степени банальные слова апостола Павла. Я позволю себе пойти вслед за апостолом и то, что я сейчас скажу, также будет очень простым и всем прекрасно известным. А начну я с простых вопросов.
Если бы перед нами стояла задача максимально кратко рассказать о Евангелии, то как бы мы с вами могли решить эту задачу? О чём бы мы стали говорить, и на чём бы сделали акценты? Что именно в Евангелии кажется нам наиболее важным и значимым? Думаю, у каждого из нас есть свои особенные евангельские акценты, каждый из нас видит лично для себя что-то наиболее важным, а о чём-то мы и вовсе не вспоминаем. А если говорить про самую суть Евангелия, то что это?
Апостол Павел в сегодняшнем литургическом отрывке из Первого послания к Коринфянам сумел выразить смысл Благой вести буквально в двух кратких стихах, которые можно произнести на одном дыхании, его предельно сконцентрированное изложение Евангелия звучит так: «Христос умер за грехи наши, по Писанию, […] Он погребён был, и […] воскрес в третий день, по Писанию» (1 Кор. 15, 3–4). Действительно, апостол совершенно прав: суть Евангелия в том, что Христос — Помазанник — пришёл в мир так, как о том было возвещено через пророков, Он умер и Он воскрес. Всё прочее — это расширенные комментарии и выводы, которые, конечно же, очень важны, но они не являются существенно необходимыми в том случае, если мы говорим об основном содержании Благой вести.
Апостол Павел счёл необходимым в Первом послании к Коринфянам напомнить своим адресатам о смысле Евангелия, из этого можно сделать вывод, что подобное напоминание бывает в определённых случаях необходимым. Для коринфских христиан это и в самом деле было необходимо: они слишком сильно увлекались сами собой, своими духовными дарованиями, начали ими гордиться и через это уходить в сторону от евангельского благовестия. Можно, конечно, критиковать этих людей, но то, что с ними произошло, это не какой-то особенный и небывалый случай, нечто подобное происходит с большинством из нас: живя церковной жизнью, мы все имеем тенденцию забывать ради чего, ради Кого и по какой причине мы, собственно, это делаем.
Апостол Павел, и вместе с ним Церковь, называют Благой вестью то, что «Христос умер за грехи наши». В этом предельно кратком выражении сразу два слова, которые звучат в высшей степени трагично и печально: это слова «умер» и «грехи». Услышав их, мы склонны делать грустные лица, и погружаться в переживания о своих согрешениях, тогда как крестная Смерть Воплощённого Бога избавила нас от тяжести наших грехов. Их нет, они истреблены, мы все получили прощение. И за то, что нами уже было сделано, и за то, что будет сделано. Свершившееся прощение и уничтожение наших грехов — это божественный дар, который, как и всякий иной дар Бога, для своего раскрытия в каждом конкретном человеке требует от нас неких действий.
Во-первых, необходимо осознавать факт полученного прощения, а во-вторых уметь раскрывать в самих себе этот дар, то есть осознавать, что воспользоваться им в полной мере можно лишь в том случае, если мы сами станем проводниками прощения для других людей, то есть если мы сумеем отбросить в сторону привычную концентрацию на самих себе и своих обидах, если мы сами научимся прощать других людей, понимая, что они, как и мы, уже получили прощение от Бога через Смерть Господа Иисуса Христа.
Собственно, умение прощать наших обидчиков — и есть тот маркер, по которому можно понять, приносит ли наша духовная жизнь те плоды, ради которых мы пытаемся её вести. Надеюсь, что приносит. Надеюсь, что все мы движемся в правильном направлении и со временем достигнем обетованного Христом Спасителем Небесного Царства.