9 июля 2022 года, в день празднования Тихвинской иконы Божией Матери, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Свято-Троицком Даниловом монастыре.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Дорогой отец Пантелеимон, дорогие друзья! Поздравляю вас с днём чествования Тихвинского образа Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии!
Этот образ имеет долгую, славную и очень непростую историю, ему посвящены многие письменные труды и древние сказания, основная мысль которых сводится к очевидному и неизбежному выводу: через Свой образ Пресвятая Богородица самым непосредственным образом участвует как в жизни нашей Отчизны, так и в жизни каждого христианина. Подтверждений этому — масса, но, к сожалению, очень часто подтверждения и летописные факты остаются для нас чем-то внешним, тем, что не имеет почти никакого практического применения в повседневной жизни.
Здесь, конечно, можно возмутиться и попытаться поспорить, ведь все мы регулярно возносим молитвы к Пречистой Деве как дома, так и за богослужением, но вот в чём дело: на днях я пытался вспомнить хотя бы один пример того, чтобы в рамках чьей-либо исповеди было упомянуто Её имя. Кажется, что это слабый аргумент, ведь исповедь посвящена личному переживанию греха и борьбы с ним, причём же тут Пресвятая Богородица?
Для ответа на этот вопрос стоит поразмышлять о том, чем по своей сути является любой грех. Во-первых, это, конечно же, нарушение воли Божией, которая состоит в возвещении любви, а потому грех — это всегда попрание любви, любви к Богу, любви к ближнему, любви к самому себе. Согрешая, мы наносим неизбежный урон либо себе, либо кому-то другому, но в конечном итоге грех в глобальном смысле всегда оборачивается против нас, и здесь не имеет значения, какой именно это грех, он всегда направлен против человека как такового, он всегда ведёт к расчеловечиванию, к превращению согрешающего в то существо, которое противно божественному замыслу, грех приводит к страданию, а в страдании нет воли Божией.
Всякий раз, когда мы совершаем богослужения в честь Пресвятой Владычицы, за Литургией читается отрывок Евангелия от Луки, и это совершенно неслучайно. Несмотря на то, что в этом отрывке нет непосредственного упоминания Божией Матери, важно то, что чтения взято именно из Евангелия от Луки, ведь именно третье Евангелие очень внимательно к человеку, апостол Лука изображает представителей разных народов и социальных слоёв, и всякий раз это не иудеи и язычники вообще, это всегда конкретные иудеи, греки, римляне, самаритяне, мужчины, женщины, высокопоставленные персоны и простые люди, инвалиды, праведники, грешники и блудницы, это и свободные, и рабы, а также бедные и совсем нищие, слабые, воры, предатели. Каждый из описанных апостолом Лукой евангельских персонажей — неповторимая личность, в этом состоит уникальность его Евангелия. Во внимании апостола Луки к человеку выражена любовь Божия к каждому из нас, мы не просто некая совокупность людей, каждый из нас — богоподобная личность, тогда как грех ведёт к обезличиванию. Особое место в галерее портретов Евангелия от Луки занимает Божия Матерь, Она — личность совершенная и уникальная, Она сумела через всю свою жизни пронести первозданную чистоту, Она не совершила какого-либо греха, следовательно, Она не покусилась на чьё-либо богоподобное достоинство, и Она знает, как этого избежать, и, зная, Она готова помогать другим так, как не может помочь кто-либо ещё. А потому борьба с ветхим человеком в самом себе невозможна без Её помощи, но прибегаем ли мы к этой помощи? Ведь если бы прибегали, то мы не смогли бы обойтись без упоминания наших с Ней взаимоотношений и на исповеди, да и вообще, Она была бы Тем, о Ком мы не смогли бы не говорить.
Я хочу пожелать всем нам, чтобы мы в каждую отведённую нам Богом секунду земной жизни помнили о Божией Матери, ведь без Неё невозможно достичь спасения, невозможно облечься в нового человека, обновляемого в познании по образу Создавшего его (ср. Кол. 3, 10).