25 июня 2022 года, в канун Недели 2-й по Пятидесятнице, Всех святых в земле Российской просиявших, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие друзья, с наступающим воскресным днём вас сердечно поздравляю!
Сегодня мы слышали с вами евангельский рассказ о женщинах-мироносицах, которые нашли Гроб Спасителя пустым и услышали от ангела весть о Христовом Воскресении. Этот рассказ, как и все другие свидетельства о Воскресении, замечателен во многих смыслах, но мне хотелось бы остановиться лишь на одной евангельской фразе, а именно на словах ангела: «Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам» (Мк. 16, 7).
Здесь обращает на себя внимание отделение апостола Петра от всех других ближайших Христовых учеников. На этот счёт есть прекрасное объяснение святителя Григория Двоеслова, его объяснение стало классическим, его, как мне кажется, знают все. Святитель Григорий объяснил это так: «Если бы Ангел не назвал по имени того, кто отрёкся от Учителя, этот не смел бы являться в среду учеников. Итак, он называется по имени для того, чтобы не отчаивался за отречение. В этом деле нам надобно размыслить: для чего Всемогущий Бог попустил испугаться вопроса служанки и отречься тому, кого предуставил быть Апостолом всей Церкви. Мы признаем, что это, по распоряжению Верховной Любви, сделано для того, чтобы имеющий быть пастырем Церкви в своей виновности научился, до какой степени он долженствовал быть милосердым к другим. Итак, (Бог) показал его себе самому, а потом предпоставил над другими для того, чтобы он по собственной своей слабости знал, как милосердно он должен переносить слабости чужие».
Это объяснение очень логичное, и оно не может вызвать какого-либо возражения. Но есть одна проблема, которая имеет внутренний характер: всегда ли грехи человека и последующее прощение приводят к милосердию и способности «переносить чужие слабости»? Практика нашей жизни показывает, что это далеко не всегда так. Примеров тому масса, мы на своём собственном опыте знаем, что исповедь и полученное разрешение от грехов вовсе не спасают нас от почти мгновенного впадения в те же самые грехи, а если мы видим кого-то согрешающим нашими грехами, то это почему-то приводит не к милосердию, а к ещё большему ожесточению. Предположить, что святитель Григорий не знал этой странной особенности человеческого нравственного сознания нельзя, но можно предположить другое: святитель Григорий пишет о прощении апостола Петра с предшествовавшим прощению падением применительно к будущему пастырскому и апостольскому труду Петра.
Следовательно, мы можем сделать вывод, что одна из внутренних характеристик любого пастыря состоит как раз в том, чтобы уметь собственные грехопадения обращать в милосердие к другим людям, это умение можно назвать одним из базовых внутренних нравственных свойств любого пастыря, все мы должны уметь помнить о своих грехах, о милосердии Божием к нам и через это восходить к богоподобному милосердию по отношению к другим. Мне думается, что именно через это свойство души проходит разделение между теми, кто может быть пастырем, и теми, кто к этому не способен.
Дай Бог, дорогие отцы, чтобы мы с вами были именно такими людьми. Ну а вас, дорогие братья и сёстры, я прошу молиться о том, чтобы именно такие люди восходили к служению алтарю Господню и людям, искупленным драгоценной Христовой Кровью!