В канун праздника Пятидесятницы епископ Феоктист совершил всенощное бдение в Свято-Троицком Даниловом монастыре

Дмитрий Ухоботов
Фото

11 июня 2022 года, в канун дня Святой Троицы, Пятидесятницы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение в Свято-Троицком Даниловом монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогой отец Пантелеимон, дорогие отцы, братья и сёстры! Сердечно поздравляю вас с днём Сошествия Святого Духа на апостолов!

Многие песнопения этого праздника говорят о единстве, о единстве говорит и кондак, который в одном из русских переводов звучит так: «Когда Вышний сошедши смешал языки, то Он тем разделил народы; а когда подал огненные языки, Он призвал всех к единству, и вот мы все единодушно прославляем Всесвятого Духа». И, действительно, самым ярким следствием ниспослания Господом Иисусом Христом от Бога-Отца апостолам Духа Святого стала открывшаяся возможность говорить на иностранных языках, которые апостолы до этого не знали и не понимали. Дар понимания языков — совершенно уникальный дар Древней Церкви, он был необходим как раз для того, о чем было сказано в богослужении праздника Сошествия Святого Духа на апостолов — для того, чтобы через проповедь привести ко Христу как можно больше людей, чтобы всё человечество было едино во Христе, ведь именно об этом молился Спаситель перед Своими Страданиями: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17, 21). Собственно, миссия Церкви как раз и состоит в том, чтобы приводить в исполнение эти слова Христовой молитвы.

Но вот что странно: в 10-й главе Евангелия от Матфея можно найти совсем иные слова, которые кажутся прямо противоположными, ведь там Господь сказал, что Он пришёл «Разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её» (Мф. 10, 35), то есть разрушить единство. И, действительно, мы знаем, что именно так зачастую и происходит: исповедание Христа Воскресшего, жизнь по вере способны лишить человека привычного окружения, он может стать изгоем даже в своей собственной семье. А уж если человек со временем принимает священный сан, то общество его в буквальном смысле отторгает: на нас смотрят как на каких-то диких зверушек, которые в силу нелепой случайности оказались на свободе. Примеры такого рода есть в изобилии у любого священнослужителя, для иллюстрации приведу безобидную, но очень показательную историю, которая произошла со мной вчера вечером.

Один добрый христианин, зная о моей любви к полётам, пригласил меня прокатиться на воздушном шаре. Естественно, от такого приглашения я не смог отказаться. Этот полет не был индивидуальным, а потому с нами летели самые разные люди, среди которых была молодая женщина, она, когда увидела меня рядом с корзиной воздушного шара буквально закричала: «А что здесь делает поп?! Он что, собрался с нами лететь?!» Организаторам полёта пришлось её успокаивать. Нечто подобное с нами происходит чуть ли не каждый день, и мы к этому привыкли.

Эти и схожие истории — лишь свидетельство того, что вера во Христа отделяет людей от общества. Мы становимся чужими для абсолютного большинства людей. И здесь возникает вопрос: а каким же тогда образом проявляется то единство, о котором молился Господь и которое стало реальностью после Сошествия Святого Духа?

Это станет ясным и очевидным, если мы вспомним о том, что единство бывает самым разным, что соединять людей может практически что угодно, к примеру, общественные устои, которые, как известно, чаще всего бывают далеки от евангельских повелений Христа. Если же кто-то начинает поступать не так, как то принято в обществе, а так, как того требует Спаситель, то общество отторгает из себя такого человека, но если человек не испугается, если он найдёт в себе силы быть до конца верным Христу, то он через пришествие Святого Духа обретёт иное единство — единство со всей Церковью, со всеми теми людьми — живыми и отшедшими в вечность — которые также верны Христу, и, что самое важное, такой человек станет единым с Самим Христом Спасителем. Единство, о котором говорил Христос, достигается не разговорами и не общими делами, оно подаётся как дар Святого Духа тем, кто стал Его вместилищем. А для того, чтобы стать таким человеком, необходимо исполнять слова Христа и блюсти свою совесть.

В главный престольный праздник Свято-Троицкой Даниловой обители я желаю братии монастыря стать носителями Духа Святого, не только ради вашего спасения, но и с тем, чтобы приходящие в монастырь люди, видя вас, понимали, к чему призвал нас Господь, чтобы они вдохновлялись вами и сами становились на путь, ведущий в Христово Царство!

Похожие публикации