В день памяти преставления преподобного Даниила Переславского епископ Феоктист совершил Литургию в Даниловом монастыре

Дмитрий Ухоботов
Фото

4 мая 2022 года, в день памяти преподобного Даниила Переславского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Свято-Троицком Даниловом монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие друзья, Христос воскресе!

Сердечно поздравляю вас с днём памяти преподобного Даниила Переславского! Этот день памяти не отмечен в богослужебном календаре, но преподобный Даниил отошёл ко Господу в среду второй седмицы по Пасхе, а в Церкви существует традиция совершать память тех или иных событий в их привязке к Пасхе, так, к примеру, происходит с днями прославления Иверской иконы Божией Матери во вторник Светлой седмицы или же с иконой «Живоносный Источник» в пятницу Светлой седмицы. В этом году мы по причине совпадения календарного дня памяти преподобного Даниила с Великой Средой решили поступить таким же образом, возможно, что в этом есть и более глубокий смысл: преподобный Даниил значительную часть своей жизни посвятил погребению усопших и молитве за них, очевидно, что не без особого промысла Божия он преставился на следующий день после Радоницы. Здесь сразу два важных момента: поминовение усопших и деятельная вера в Христа Воскресшего, именно они были руководствующими в жизни преподобного Даниила, и их в себе соединил день его отшествия ко Господу.

Рядовое чтение из книги Деяний святых апостолов тоже указывает нам на преподобного Даниила. Напомню, о чём шла речь в этом отрывке: апостолы Пётр и Иоанн силой Христовой исцелили хромого человека, это послужило основой для их проповеди Христа, проповедь же привлекла к ним внимание членов синедриона, перед которыми апостолы вынуждены были держать ответ, нынешний отрывок повествует о финале разговора апостолов и синедриона. Финал же был таков: «Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом; видя же исцелённого человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать вопреки» (Деян. 4, 13-14).

То есть члены синедриона пришли к ими самими признаваемому тупику: у них не нашлось слов, которые можно было бы противопоставить смелости и мудрости апостолов, несмотря на то что Пётр и Иоанн были людьми некнижными и простыми. Здесь под «некнижными и простыми» подразумевается то, что они не имели специальной законнической подготовки, они не заканчивали религиозных школ и не имели ораторского опыта. Но это не помешало им своими словами поставить в тупик весь синедрион. Сделать это весьма непросто. Здесь необходимо помнить, что синедрион — это далеко не случайное собрание людей. Помимо действующего первосвященника и тех, кто был таковым ранее, в синедрион входили и эксперты как в юридических вопросах, так и в вопросах толкования Священного Писания. Скорее всего, в этом отрывке книги Деяний речь идёт о заседании малого синедриона, членами которого были 23 человека. Можно представить себе ситуацию, в которой не имеющий каких-либо специальных юридических познаний человек предстанет перед коллегией из 23 опытных юристов, знающих все тонкости закона и умеющих выносить изящные обвинительные приговоры. Причём юристы эти не непредвзяты. Вряд ли человеку, оказавшемуся перед таким судом, удастся покинуть заседание оправданным. Но здесь происходит именно это — вся интеллектуальная мощь синедриона оказывается бессильной перед простыми словами апостолов. Синедрион не может сделать ничего другого, как приказать не говорить и не учить о имени Иисуса. Конечно, такой приказ был продиктован очевидным и осознаваемым бессилием. Видна в нём и растерянность: синедрион абсолютно не понимал, что с этим всем делать. К нарушению процессуальных норм на тот момент члены синедриона были ещё̈ не готовы.

В ответ на приказание не говорить и не учить о имени Иисуса апостолы воспроизводят одну из знаменитых фраз Сократа, которую содержит его сочинение «Апология»: «Справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян. 4, 19). Вряд ли апостолы были знакомы с трудами Сократа. Возможно, это просто совпадение, также возможно, что эта фраза — плод определённой редактуры апостола Луки. Как бы то ни было, в словах Петра и Иоанна, во всех их действиях, содержится крайне важная мысль: истинная мудрость, которая превосходит любое знание и любой опыт, состоит в том, чтобы иметь в виду не сиюминутную выгоду, не страх перед кем бы то ни было, а волю Бога. Если человек говорит и действует не от себя самого, если он не помнит о себе, не думает, какова будет реакция окружающих, а помышляет лишь об исполнении воли Бога, то в конечном итоге никто не сможет, руководствуясь лишь человеческой мудростью, как-либо оспорить слова такого человека, а дело такого человека будет стоять в веках.

Так было и с преподобным Даниилом, он искал прежде всего исполнения воли Божией, в его житии мы не найдём его размышлений и переживаний о себе самом, есть только одно переживание — о познании воли Божией. Имея такое искреннее сердечное стремление преподобному удавалось достигать поставленной цели — его действия были продиктованы не его человеческой, а потому и повреждённой грехом волей, они были исполнением искомой воли Божией.

И дай нам всем Бог при молитвенной поддержке преподобного Даниила двигаться по этому же пути!

Похожие публикации