В четверг Страстной седмицы епископ Феоктист совершил Литургию во Владимирском соборе

Дмитрий Ухоботов
Фото

21 апреля 2022 года, в Великий Четверток, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие отцы, братья и сёстры! С Великим Четвергом вас всех поздравляю! Особенно же тех, кто сегодня приступил к Чаше Христовых Плоти и Крови!

Совсем скоро Церковь погрузится в молчание Великой Субботы, но сегодня, напротив, мы уже прочитали и ещё прочитаем много важных евангельских слов, мы уже услышали про установление таинства Евхаристии, про умовение Господом Иисусом Христом ног учеников, про предательство Иуды, а вечером будут прочитаны 12 Страстных отрывков Евангелия.

Из Евангелия мы знаем, что установление величайшего Таинства, без которого невозможно обрести жизнь вечную, связано с последующими трагическими событиями, в первую очередь — с предательством Иуды. Очевидно, что этот человек далеко не сразу принял решение поступить таким образом, он был среди других апостолов, и ничем не выделялся, конечно, евангелисты иногда делали оговорки, что это тот человек, который в дальнейшем предаст Господа, но их оговорки связаны со знанием о том, как будут развиваться события, если бы евангелисты писали в жанре детектива, то мы бы не смогли до самого конца понять, кто именно из апостолов станет предателем. Иуда был таким же, как и все прочие. Он был рядом со Христом, он видел все чудеса, слышал все слова, всё принимал, и не спорил. Он вообще никак не выделялся, в отличие от некоторых других апостолов, к примеру, от апостола Петра, который не только исповедовал Иисуса из Назарета Христом, но и спорил с Учителем, или же в отличие от братьев Иакова и Иоанне, которые искали первенства и тем самым возмущали других апостолов.

Как самостоятельное действующее лицо Иуда начал проявлять себя с момента помазания Христа миром, именно тогда мы узнаем, что он был ответственным за хранение денежных средств, и что он не заботился о нищих, но заботился об апостольских деньгах, правда, евангелисты здесь же замечают, что Иуда был одержим страстью сребролюбия и потому воровал из того мешочка, в котором хранились общие средства. Впрочем, некоторые современные исследователи Нового Завета полагают, что слова о воровстве представляют собой позднюю вставку, призванную хоть как-то объяснить странное поведение Иуды. Как бы то ни было, Иуда пришёл к тому, к чему пришёл.

Из сопоставления текста Евангелий непросто сделать однозначный вывод о том, причастился ли Иуда во время Тайной Вечери. Но если мы обратим свое внимание на богослужебные тексты, в частности, на канон преподобного Андрея Критского, который был прочитан вчера во время малого повечерия, то увидим, что, по мнению преподобного Андрея, окончательное решение предать Господа Иуда принял после причащения Тела и Крови Господних: «Руце простерл еси, имиже хлеб приял еси нетления, прияти сребреники, уста к целованию принося льстивно, имиже тело Христово и кровь приял еси: но горе тебе, якоже рече Христос».

Это очень важный для всех нас момент: даже величайшее Таинство Тела и Крови Христовых не способно остановить человека от совершения греха, причём не какого-то мелкого и незначительного, а от того греха, большего которого не знает человеческая история. Следовательно, ни таинство причащения, ни любое другое таинство не действуют «автоматически», значит те, как мы надеемся, благие изменения, которые должны происходит в нас посредством таинств, связаны не столько с самими таинствами, сколько с направлением нашей воли.

Именно поэтому перед любым таинством мы должны испытывать свою совесть и обращать самое пристальное внимание на то, к чему мы на самом деле стремимся. Если же мы понимаем, что воля наша направлена не ко благу, то это понимание должно проводить к сердечной молитве о том, чтобы Господь помог нам измениться. Если же нет ни осознания, ни молитвы, то таинства, в лучшем случае, ни к чему не приведут, а в худшем — послужат усугублению и без того печального нравственного состояния так, как это произошло с Иудой.

Дай нам всем Бог это осознавать и непрестанно следить за движениями своей воли, и не давать ей окончательно уклоняться ко злому и богопротивному, ведь если поступать иначе, то конец наш может быть крайне печальным и драматичным. Впрочем, я надеюсь и верю, что никого из нас не постигнет такая участь.

Похожие публикации