В праздник Входа Господня в Иерусалим епископ Феоктист совершил Литургию во Владимирском соборе

Дмитрий Ухоботов
Фото

17 апреля 2022 года, в праздник Входа Господня в Иерусалим, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие друзья, с Входом Господним в Иерусалим вас сердечно поздравляю!

Об этом событии рассказывает каждый из четырёх евангелистов, но только апостол Иоанн Богослов пишет о том, что происходило непосредственно перед торжественным Входом Христа в Иерусалим, тогда как другие евангелисты делают больший акцент на событиях самого Входа, в частности, они приводят слова пророчеств и подробно рассказывают о молодом осле, на котором Господь въехал в иерусалимские ворота. Иоанна Богослова не занимают древние пророчества и ему не интересен осёл. Ему интересен Сам Господь, а потому он описывает ужин в Вифании, на котором присутствовал воскрешённый Им Лазарь со своими сёстрами Марфой и Марией.

Апостол упоминает помазание Христа благоуханным миром, рассказывает о реакции Иуды, а ещё он делает замечание относительно того, что многие люди пришли к дому в Вифании ради того, чтобы увидеть Лазаря, который ещё совсем недавно был мёртв.

На протяжении всего рассказа Иоанна Богослова мы почти не слышим слов Христа, единственное, что Он произносит — реплику относительно помазании миром: Он останавливает тех, кто возмущается такой, как им казалось, бессмысленной тратой драгоценного вещества.

Сама по себе столь пассивная позиция Христа удивляет, и вместе с этим понуждает нас задуматься: вот, совсем скоро будет торжественный Вход в Иерусалим, Господь окружён большим количеством людей, у Него есть прекрасная возможность для проповеди, присутствие Лазаря — это и возможность, и тема для поучения собравшихся, но Он молчит.

Раньше всё было совсем иначе: Он говорил при любой возможности, даже у колодца в Самарии, когда Его единственной слушательницей была женщина с весьма сомнительной репутацией. Поведение и молчание Христа в этой ситуации очень странно выглядит, оно непонятно, единственное объяснение, которое ему можно дать, заключается, пожалуй, в том, что Его проповедническая миссия была к этому моменту окончена. Все дальнейшие евангельские слова Спасителя — это либо беседы с учениками, либо необходимость, — на всём том, что говорил Христос после Входа в Иерусалим, лежит печать некоторой вынужденности.

Но почему Господь молчит тогда, когда, как кажется, наступило самое время говорить? Почему Он Сам не трактует Свой Вход в Иерусалим в мессианском ключе?

Скорее всего, в этом просто нет никакого смысла. Он уже всё сказал. Дальнейшие слова не принесут ничего нового и не смогут что-либо изменить. А ещё Господь, находясь среди людей, оказывается бесконечно одинок. Несмотря на все его усилия, даже ближайшие ученики не понимают истинного смысла происходящего, им по-прежнему кажется, что Спаситель пришёл в Иерусалим ради того, чтобы стать земным царём. Они пребывают в радостном предвосхищении, и не обращают никакого внимания на настроение Своего Учителя.

Так бывает, и это мы знаем по самим себе: очень часто наши собственные мысли и эмоции лишают нас чуткости к окружающим, и чуткости к Богу. Но если наши близкие люди и друзья пытаются в такие моменты как-то до нас «достучаться» и «докричаться», то Бог этого не делает, Он не пытается нас «перекричать», не пытается привлечь к Себе внимание, в такие моменты Он попросту умолкает. Бог обращается только к тем, кто готов Его слышать и слушать. И это один из множества крайне важных уроков сегодняшнего праздника.

Может, и нам не стоит пытаться всеми силами «пробивать броню» окружающих. Может, и нам стоит большее внимание уделять возделыванию в себе способности слышать Бога?

Впереди нас ожидают дни Страстной седмицы. Конечно, мы будем находиться в предвосхищении Пасхи, мы будем к ней готовиться, а подготовка неизбежно подразумевает самые разные хлопоты, кроме того, у каждого из нас есть свои заботы, есть своя зона ответственности, как и всегда, Страстная седмица будет полна предпраздничной суеты, вряд ли мы сможем в полной мере сконцентрировать своё внимание на тех смыслах, которые нам предложит Церковь. Бог не станет настаивать, но Страстная седмица — это возможность разделить тотальное одиночество Спасителя.

Но хотим ли мы этого? Хотим ли, хотя бы своим разумом, быть с рядом Молчащим и Страдающим Воплощённым Богом? Или нам интересен другой Бог — Бог Пасхи и Победы над смертью? Это очень важные вопросы, потому что от ответа на них зависит то, в какой степени мы можем называть себя христианами.

Похожие публикации