В канун Недели цветоносной епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском соборе

16 апреля 2022 года, в канун праздника Входа Господня в Иерусалим, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По традиции, после чтения Евангелия было совершено освящение вербных ветвей.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие отцы, братья и сёстры! С Входом Господним в Иерусалим всех вас сердечно поздравляю!

Все вы, уверен, знаете евангельские события, которые легли в основу церковного почитания этого дня, поэтому нет никакого смысла их пересказывать, можно лишь упомянуть, что сегодня мы вспоминаем торжественный вход Господа Иисуса Христа во исполнение древних пророчеств о Мессии. Мы произносим те же самые слова, которые произносили сопровождавшие Спасителя люди: «Благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21, 9). Но вместе с этим мы знаем, каким образом будут развиваться дальнейшие евангельские события, знаем, что Вход Господень в Иерусалим предваряет собой Страстную седмицу, которая стала дорогой Спасителя к Кресту и Смерти. Получается, что сегодня мы празднуем начало Страданий Воплощённого Бога, это, согласитесь, очень странное празднование.

Впрочем, оно во многом схоже с другими Господскими Праздниками, ведь в каждом из них есть две составляющие: исполнение мессианских пророчеств и человеческое непонимание происходящего. Прошло уже без малого две тысячи лет со времени драматических евангельских событий, но мы всё те же, и конкретные мы и христиане бывших до нас поколений, входя в празднование того или иного Господского Праздника, сталкиваемся с теми же самыми вызовами, с которыми столкнулись и непосредственные свидетели земного служения Христа. Мы из года в год и из поколения в поколение повторяем путь апостолов: мы радуемся сегодня с тем, чтобы завтра отвернуться от Христа.

Да, эти слова звучат довольно жёстко, но давайте подумаем: сегодня в наших храмах значительно больше людей, чем было, скажем, вчера или сегодня утром, и чем будет завтра вечером. Конечно, можно сослаться на субботний вечер, но ведь точно такой же вечер был и неделю назад, но он ни у кого не вызвал ажиотажа. Почему? Ответ прост, он виден невооружённым взглядом: вербы. Сегодня в храмах освящают вербы. То есть тот, кто сегодня пришёл, имеет возможность унести домой освящённую вербу, а неделю назад никто ничего материального унести бы не смог. Да и вообще, что-либо вынести из храма получается довольно редко, а потому те праздники, которые предполагают освящение чего-либо, пользуются наибольшей популярностью. Такие праздники в житейском смысле понятны: человек приходит и получает нечто вещественное, а это всегда приятно.

Собственно, те люди, которые сопровождали Христа во время Его Входа в Иерусалим, были устроены точно таким же образом. И в первую очередь так были устроены апостолы. Все, кто тогда окружал Спасителя, за исключением лишь Пресвятой и Пречистой Богородицы, хотели что-то получить от Христа. Кто-то хотел с Его помощью поправить здоровье, кто-то жаждал увидеть чудо, кто-то надеялся на воскрешение кого-то из своих близких — ведь Спаситель совсем недавно воскресил Лазаря! А кто-то, как апостолы Иоанн и Иаков рассчитывали получить особые преференции после воцарения Христа в Иерусалиме. Все эти люди думали исключительно о земном, причём о земном в совершенно утилитарном смысле этого слова: они все чего-то хотели либо для себя самих, либо для своих близких, хотели чего-то материального и осязаемого. Среди них не было тех, кто был движим бескорыстной любовью к Спасителю. И это, как мы знаем, в конечном итоге привело к тому, что они все отвернулись от Христа после взятия Его под стражу.

Когда сегодня мы полагаем, что если бы мы были там, если были бы свидетелями чудес Христовых, если бы лично могли слышать Его голос, то поступили бы иначе, нам стоит помнить, что апостолы были такими же людьми, как и мы, но они всё видели своими глазами и слышали своими ушами, и это не помогло им остаться со Христом. Значит, дело в ином, не в том, чтобы лично видеть и слышать, а в том, чтобы любить Христа, ничего не ожидая взамен. Не за вербы, не за здоровье, спокойствие, благополучие и благоденствие, а просто потому, что Он — наш Бог и Спаситель. Такая любовь — наша высшая и вместе с этим первейшая цель, и дай нам всем Бог её достигнуть!

Похожие публикации