9 апреля 2022 года, в канун Недели 5-й Великого поста, преподобной Марии Египетской, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие друзья, с воскресным днём вас поздравляю!
Минувшая неделя была очень насыщенной уникальными богослужениями, которые содержали в себе и уникальные смыслы. Мы совершили Мариино стояние, вознесли молитвы ко Пресвятой Богородице в честь праздника Благовещения, вчера спели акафист в честь Пречистой Девы, а сегодня мы вновь возвращаемся к памяти преподобной Марии Египетской, христианский подвиг которой неразрывно связан с двумя сквозными темами как Великого поста, так и всей нашей христианской жизни — с Крестом Господним и с Божией Матерью.
Из жития преподобной Марии мы знаем, что она приехала в Иерусалим на праздник Креста с тем, чтобы поклониться Животворящему Древу, но для неё это поклонение не было продиктовано внутренней необходимостью, более того, она вообще не думала о Кресте, она приехала в Иерусалим повинуясь низменным страстям. Но будущая преподобная не смогла проникнуть в храм, это заставило её обратить свой взор на икону Пречистой Девы, и лишь после сердечной молитвы Мария смогла подойти ко Кресту. Житие говорит, что с этого момента жизнь Марии изменилась, изменилась в прямом смысле на 180 градусов, бывшая блудница стала сосудом чистоты и благодати.
В этой истории интересно вот что: в Иерусалиме преподобную коснулась благодать Божия, но ехала она туда вовсе не за этим. Да и вообще её жизнь была бесконечно далека от того, чтобы можно было ожидать такую внезапную перемену. Но, с другой стороны, именно греховная жизнь в прошлом помогла ей осознать глубину своего падения, которому не было каких-либо оправданий. То есть получается, что Бог был рядом с преподобной на всём протяжении её жизненного пути, если бы не было грехопадений, если бы не было разнузданной жизни, то не было бы и глубокого покаяния, она бы, как и все прочие, смогла войти в храм, поклониться Кресту, но она, как и абсолютное большинство других людей, не ощутила бы стимула к кардинальным изменениям своей жизни. Но, с другой стороны, Мария не была какой-то уникальной грешницей, такие люди, как она в молодости, были всегда, есть они и сейчас, но почему-то измениться смогла она одна.
История преподобной Марии Египетской наглядно иллюстрирует нам два крайне важных постулата богословских постулата, первый из них выражен в Пространном Катехизисе митрополита Филарета (Дроздова): «Промысел Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям». В истории преподобной Марии мы видим именно это: Бог пресёк зло, исправил его и направил к благим последствиям. Так или иначе, но Он поступает подобным образом с каждым человеком, но здесь в силу вступает второй богословский постулат, проиллюстрированный житием преподобной Марии, который заключается в так называемой синергии, то есть соработничестве Бога и человека. Бог всем даёт Свою благодать, но не все готовы её воспринять и ответить на неё личными усилиями.
Преподобная Мария оказалась готова. Но чаще всего люди реагируют иначе, другой бы человек на её месте мог оставить попытки войти в храм и подойти ко Кресту, решить, что сегодня не стоит этого делать, или, что раз не получается, значит и не надо, а можно было бы ещё каким-то иным образом истолковать данный Божией Матери обет, можно было бы как-то его смягчить, а то и вовсе о нём забыть. Вариантов масса, но все они, кроме того, который избрала преподобная Мария, лукавы, они означают, что человек не готов к соработничеству, а значит и к спасению он тоже не готов.
Пусть же Всемилостивый Господь молитвами преподобной матери нашей Марии Египетской поможет нам быть всегда готовыми деятельно откликаться на содействующую нам благодать Божию!