6 апреля 2022 года, в канун праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие отцы, братья и сёстры!
Сердечно поздравляю вас с Благовещением Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии!
Вне всякого сомнения, вы прекрасно знаете евангельское описание события, которое мы сегодня вспоминаем: посланный от Бога архангел Гавриил возвестил девушке из галилейского города Назарета о том, что Она обрела благодать у Бога, а потому зачнёт во чреве и родит Сына, Которого назовёт Иисусом.
Евангельское описания Благовещения умещается в 13 небольших стихов, это очень небольшой и весьма простой текст, но прост он лишь с точки зрения языка, тогда как в полной мере осмыслить случившееся в Назарете две с лишним тысячи лет назад вряд ли возможно. Но христианская мысль делает такие попытки, в том числе и в церковной гимнографии.
Церковь рассматривает Благовещение с самых разных сторон, и, среди прочего, упоминает об очень важной детали, которая выражена, в частности, в одной из стихир вечерни: «Странно есть слово Твое и воззрение, странны Твои глаголы и возвещения, — Мария ко Ангелу, — да не прельстиши Мене, Дева бо есмь, брака не знающи, глаголеши, яко зачну Необыменнаго, и како вместит утроба Моя, Егоже величества Небесная вместити не могут?»
Здесь помимо удивления Пресвятой Девы относительно того, каким образом Она может вместить Творца, Которого не может вместить тварный мир, очень важны слова про прельщение. Конечно, в Евангелии мы не слышим таких слов и таких формулировок, но эта мысль в евангельском диалоге Пречистой и ангела прослеживается: «Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие» (Лк. 1, 29). Мария не обрадовалась, не ощутила Себя великой и особенной, не поспешила вступить в диалог, Она смутилась и принялась размышлять. В этом мы видим крайне важную деталь, которая позже обрела своё выражение в богослужебных текстах: Она подумала о том, что явление ангела и его слова могут быть прельщением, то есть, если переводить этот термин с богословского языка на общеупотребительный, Она не исключала возможность того, что под видом ангела с Ней говорит совсем иное существо.
Такая мудрость совсем юной девушки потрясает! Ведь все мы знаем, что как раз девушки особенно подвержены мечтательности, они склонны очаровываться, их легко обмануть, чем, увы, зачастую пользуются разного рода злоумышленники. Но здесь нечто совершенно иное, здесь мудрость и духовная чуткость, которыми мало кто способен обладать и после десятилетий аскетического подвига. Вполне естественно, что подобной осторожности нет и у нас. Особенно ярко эта печальная неспособность должным образом работать с информацией ощущается в последние недели. Сейчас мы со всех сторон окружены самой разной информацией. Мы живём среди этого нескончаемого потока. И мы не сомневаемся, а если и сомневаемся, то лишь самую малость, хотя источник этой информации люди. Божия Матерь не побоялась поставить под сомнения слова ангела. В Её сомнении не было какого-то вызова или же дерзости, нет, оно было исполнено в высшей степени благочестивого смирения человека, осознающего свою ограниченность и свою способность ошибаться.
Думаю, это очень важный и актуальный урок, который каждому из нас преподает Пресвятая Пречистая и Преблагословенная Богоотроковица Мария.