19 марта 2022 года, в канун Недели 2-й Великого поста, святителя Григория Паламы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие отцы, братья и сестры!
Сердечно поздравляю вас со вторым воскресным днём Великого поста, в который Церковь совершает празднование в честь святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского.
Об этом святом известно очень много, его житие, как и его письменные труды, весьма обширно. Наиболее же он прославился как полемист, он отстаивал православное учение об исихазме, и стал тем, кто впервые дал философское обоснование этой аскетической практике.
В сегодняшней синаксари, посвящённой памяти святителя Григория, есть замечательные слова, которые стоит процитировать: «Совершать дела добродетели в нашей состоит власти, в искушения же впадать [или не впадать] не от нас зависит. Но так как без них не бывает совершенства, или изъявления веры в Бога (ибо сказано, что деяние и стремление, соединившись ко благу, созидают человека по Богу), то и сему великому попущено было впасть в многоразличные и нередкие искушения, дабы явиться воистину по всему совершенным».
Это не слова святителя Григория, а мысли составителя синаксари применительно к святителю Григорию. В жизни святого было немало периодов, который можно назвать периодами искушений. В синаксаре не сказано, какого рода были эти искушения. Но можно предположить, что сама полемика с Варлаамом Калабрийским тоже была одним из искушений, которое пришлось преодолевать святителю Григорию. Собственно, нет ничего необычного в том, что Бог попускал святому впадать в различные искушения, ведь без них христианин сформироваться не может. Но когда мы слышим это слово — «искушения» — то у нас возникает в голове некий житийный и почти приятный образ. На деле же искушения — это совокупность всех тех бед и невзгод, которые постигают человека на протяжении его жизни. Беды и невзгоды могут иметь как внутренний, так и внешний характер. Скажем, немотивированная неприязнь к какому-либо человеку или же не дающая покоя страсть, от которой Бог почему-то не спешит избавлять человека — это искушения внутренние. А нищета, неприязнь по отношению к нам или же сложная политическая обстановка — это уже внешнее. Но и первое, и второе попускается Богом, как сказано в синаксаре, потому что без этого «не бывает совершенства, или изъявления веры в Бога».
Искушения, с которыми сталкивается человек, всегда обрушиваются на него как нечто неожиданное в высшей степени неприятное. Как то, чего не должно было случиться, но оно почему-то случилось. Первая реакция — растерянность. За ней идут вопросы к Богу и к людям в том случае, если видимая причина искушений человеческая.
И, конечно же, всегда возникает вопрос о том, что с этим всем делать.
Ответ банален и прост. Если мы вспомним, о том, что добродетель в нашей власти, а искушения — нет, и что за ними всегда стоит Бог, промышляющий ко благу, то станет ясна и парадигма наших действий: мы должны оставаться тверды в добродетели, ведь смысл искушений состоит как раз в этом, в том, чтобы человек мог утвердиться в добре тогда, когда все, абсолютно все, против добра, когда и сам человек не видит ни сил, ни причин продолжать жить евангельской жизнью.
Дай Бог нам всем это помнить, не терять бодрости в пучине житейских треволнений и оставаться верными Христу несмотря ни на что!