В канун Рождества Христова епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском соборе

6 января 2022 года, в канун праздника Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие друзья, с Рождеством Христовым вас!

В одном из слов святителя Филарета Московского на праздник Рождества Христова есть в высшей степени замечательные слова: «Христиане! Доколе мы живём в мире с беспечностью граждан и наслаждаемся им с самовластием обладателей, дотоле Христос не может вообразиться в нас. Мир непрестанно силится выпечатлевать в душе нашей свои преходящие образы; насыщаемые желания рождают другие желания, которые неприметно возрастают в исполинов и зиждут Вавилон».

Святитель Филарет абсолютно прав, ведь если мы посмотрим на евангельскую историю Христова Рождества, то заметим: в городе Его Рождества — в Вифлееме — не только Его Пречистая Матерь и Её наречённый супруг не имели возможности жить в нормальных человеческих условиях, но и все те, кто пришёл поклониться Богомладенцу, были в этой бытовой неустроенности подобны Господу Иисусу Христу и Его земной семье. Получается, что Рождество Христово было замечено лишь теми, кто в тот момент нуждался в самом элементарном — в жилище.

Позже, во время земного служения Спасителя, как мы помним из евангельской истории, ко Христу стекались люди, абсолютное большинство которых нельзя назвать благополучными с житейской точки зрения: это были больные, слабые, нищие, грешные и отверженные благопристойным обществом. Святитель Филарет объясняет причину такого странного явления: те, кто со всех сторон хорошо устроен, слишком сильно увлечены впечатлениями тленного мира, а потому не способны видеть и слышать Христа, не способны понимать Его слова.

При этом стоит помнить, что Господь никогда не выступал против бытовой устроенности как таковой, но Он непрестанно указывал на правильные с точки зрения вечности приоритеты. Никакое имущество само по себе не зло, злом оно становится тогда, когда человек прилепляется к нему всем сердцем и начинает надеяться на материальное так, как подобает надеяться только на Бога. Можно и вовсе не обладать чем-либо, но при этом очень желать такого обладания, думать только об этом, и только к этому стремиться. Тоже самое можно сказать и относительно занимаемого в обществе положения или же про таланты, которые есть у каждого из нас.

Если прочитывать Евангелие буквально, то может показаться, будто бы самые простые и бедные люди буквально обречены на то, чтобы достичь спасения, тогда как люди, обладающие высоким общественным статусом, напротив, обречены погибнуть. Но история Церкви показывает, что это совсем не так: в наших святцах есть и совершенные простецы, есть императоры, есть и архиереи. Есть бедные, и есть богатые. Есть совсем незаметные во время своей земной жизни люди, и есть высокопоставленные. Поэтому важно совсем иное: умение сосредотачивать своё внимание не на временном и тленном, а на вечном и божественном. Только тот, кто стяжал такое умение, сможет войти в радость Христова Рождества и через это достигнуть вечного блаженного Царствия.

Ещё раз с Рождеством Христовым вас, дорогие друзья!

Похожие публикации