5 января 2022 года, в день памяти святителя Феоктиста, архиепископа Новгородского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Свято-Троицком Даниловом монастыре.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Дорогой отец Пантелеимон, отцы, братья и сёстры!
Сегодня за Литургией был прочитан краткий отрывок Евангелия от Марка, в котором Господом Иисусом Христом были затронуты две крайне важные темы: в первой части Он говорил о нерасторжимости брака, а во второй указал на маленьких детей как на образец для подражания взыскующих Царства Небесного (см. Мк. 10, 11-16).
Каждый знает по себе, что переключиться с одной мысли на другую довольно сложно. Даже если радикальным образом сменить тему, то те идеи, которые занимали голову до этого, найдут себе место и здесь. Так и в этом евангельском эпизоде: дети появились внезапно на фоне финала беседы о браке. Кажется, что Господь Иисус Христос целиком переключился на новую тему, но это не совсем так. Технически да, Он закончил говорить о браке, но ведь беседа о браке имела высшую цель, которая очень отчетливо прослеживается и в наставлениях относительно детей.
Брак и достойное прохождение его сложностей свидетельствует о принятии воли Бога о самом себе. Тоже самое можно сказать, конечно, и о монашестве. Для того, чтобы сохранить брак, и чтобы сохранить монашеские обеты необходимо абсолютное безоговорочное принятие воли Божией. Господь Иисус Христос прекрасно осознавал, что призыв принять волю Бога — чистый незамутненный идеализм, звучит это прекрасно и возвышенно, но к реальности отношения не имеет. Для абсолютного большинства людей это абсолютно пустая фраза, после которой наши современники отключают свой слух, а разум перенаправляют к иным предметам.
Христос не хуже нашего знал и видел, что мы живём в мире, который не предполагает присутствие абсолютной веры. Он прекрасно осознавал и то, что вопрос доверия Богу и вообще возможности веры стоит и перед Его учениками. Как вообще возможна вера? Как возможно жить по вере? Что, в частности, может заставить человека верить в высший смысл брака — или монашества — тогда, когда вообще нет сил верить во что бы то ни было? И вот здесь-то на помощь и приходят так вовремя подоспевшие ко Христу дети.
Дело не в том, что они чисты и невинны. У детей есть нечто совершенно иное, то, чего очень сильно недостаёт взрослым, то, чего не отражают сентиментальные рассуждения о детях. Во-первых, они ещё ничего не успели достичь и потому не являются какими-то значимыми в общественном смысле членами общества, во всяком случае, так было во времена земной жизни Христа, а во-вторых, дети полностью зависят от того, что им дают. Они не могут взять или добиться чего-то сами, у них есть только то, что они получили как дар. Особенным образом это касается совсем маленьких детей. Они умеют принимать дары взрослых, они позволяют себя одаривать. А вера подобна протянутой в сторону взрослого пустой руке ребенка. Эта рука открыта, она готова принять дар. Царство Божие — дар. Он не может быть следствием заслуг и статуса, а значит нет того, кто его достоин и нет того, кто совершенно точно будет его лишён. С точки зрения Царства Божия, нет великих и заслуженных, нет маленьких и ничтожных. Но есть те, кто смог забыть о самом себе и протянуть руку Богу, кто смог стать подобным ребёнку, чтобы в безоговорочном доверии принять Его дар, и есть те, кто по каким-то причинам не может этого сделать. Именно об этом говорит Господь Иисус Христос, когда ставит нам всем в пример принесённых к Нему детей. Их умение принимать дары взрослых и есть то искомое и многим взрослым недостающее умение принимать волю Бога.