14 ноября 2021 года, в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил раннюю Литургию в приделе апостола Филиппа Владимирского кафедрального собора.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:
— Дорогой отец Алексей, братья и сестры!
Сегодня мы с вами в очередной раз услышали историю исцеления Господом Иисусом Христом гадаринского бесноватого. Эту историю можно найти во всех трёх синоптических Евангелиях, в одном из них — в Евангелии от Матфея — рассказано в двух бесноватых, в двух других — об одном, во всём же прочем эти рассказы очень похожи между собой, хотя их и отличает друг от друга различная степень детализации, наиболее подробно об этом событии написал апостол Лука, именно его рассказ мы с вами сегодня услышали.
Эта история сама по себе очень примечательна, о ней можно говорить с самых разных позиций, можно рассматривать различные детали. Сегодня мне бы хотелось обратить ваше внимание на тот фрагмент, который есть во всех трёх Евангелиях: на первоначальную реакцию одержимого человека. Апостол Лука пишет, что несчастный человек, «увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня» (Лк. 8, 28).
Из этой реакции можно сделать вывод, что общение с Богом при определённых условиях — мучение, оно вызывает боль. Некоторые комментаторы приводят прекрасный образ, они говорят о том, что для человека, который скован страстями и пороками, соприкосновение с Божией благодатью сравнимо с ощущениями того, кто долгое время провёл в тёмном помещении и внезапно оказался посреди освящённой солнцем пустыни. Это больно. Так и Бог, приближаясь к человеку, делает явной всю нашу внутреннюю тьму, от чего невозможно не испытывать боль и невыразимый словами дискомфорт. Но боль и дискомфорт возникают не только тогда, когда человек одержим серьёзными пороками, боль и дискомфорт — постоянные спутники любого духовного подвига.
Самый яркий и всем знакомый пример такого рода переживаний, это то состояние, которое мы испытываем во время молитвы и во время богослужения. Мало того, что иной раз бывает невероятно сложно заставить себя встать на молитву или же прийти на богослужение, ещё сложнее не быть рассеянным во время самой молитвы. Удержание внимания на словах молитвы — очень сложный и весьма болезненный процесс.
И здесь возникает вполне закономерный вопрос: почему Бог всё устроил таким образом? Почему общение с Ним даётся с таким трудом и почему оно вызывает не самые приятные ощущения? Ответ прост: потому что общение с Ним — это, в первую очередь, исцеление человеческого естества, искаженного грехопадением, это своего рода хирургическая процедура, она не может не быть болезненной. Но её результат всегда прекрасен, тот, кто находит в себе силы преодолевать боль и дискомфорт в конечном итоге обретает духовное здоровье, такому человеку нерассеянная молитва доставляет блаженство, которое невозможно сравнить с каким-либо иным высоким переживанием, доступным человеку. А потому нам стоит помнить: дискомфорт — временное явление, если его не бояться, если идти ему навстречу, то рано или поздно мы обретём способность ясно видеть и в полной мере наслаждаться богообщением, станем такими, какими задумал и сотворил нас Бог.