В Неделю 20-ю по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил Литургию в Даниловом монастыре

Дмитрий Ухоботов
Фото

7 ноября 2021 года, в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Свято-Троицком Даниловом монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогой отец Пантелеимон, дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с воскресным днем!

Как и в любой другой день празднования малой Пасхи, Церковь предлагает нам для размышлений и назидания очень важный евангельский отрывок. Сегодня, как вы помните, мы слышали Христову притчу о богаче и Лазаре. Если знать содержание причти, то легко догадаться, в каком из Евангелий она находится — в Евангелии от Луки. Это Евангелие отличается от всех прочих острой социальной направленностью, а потому именно в нём содержатся притчи, которые затрагивают темы взаимодействия между людьми разных социальных групп. Так и в притче о богаче и Лазаре мы видим историю об успешном человеке и о его полной противоположности — нищем Лазаре. Многим может показаться, что эта притча имеет отношение лишь к малому проценту людей, то есть исключительно к тем, кто обладает ощутимыми материальными ресурсами. Всем прекрасно известно, что таких людей не очень много, абсолютное же большинство христиан живут совершенно в иной парадигме, и вынуждены считать если не каждую копейку, то каждый рубль, а потому по своему образу жизни находятся ближе не к богачу, а к Лазарю, посмертная участь которого не вызывает сочувствия и содрогания, напротив, она завидна и вожделенна.

Но вот в чём дело: проблема богача из притчи заключена не в его богатстве. А в том, что он мог спокойно жить рядом с тем, кто находился в крайне бедственном положении. При этом он не гнал от себя нищего, он даже позволял ему питаться остатками своей пищи, Лазарь постоянно соседствовал с ним, богач не пытался его удалить из своего мира. Богатство в случае этой притчи — лишь один из ярких примеров обладания ресурсами, которые расходуются неправильным образом. А ресурсы, как известно, могут быть самыми разными.

Совершенно неслучайно апостол Лука выбрал эту притчу для включения в Евангелие, ведь он был учеником апостола Павла, а потому прекрасно знал мысли первоверховного апостола относительно Церкви, которая есть Тело Христово. Знал, разделял и руководствовался этими мыслями. Напомню, что апостол Павел сравнивал христианское сообщество с единым телом, в котором есть все части и которые должны согласно взаимодействовать между собой. У каждой части человеческого тела есть свои функции, свои сильные и слабые стороны. К примеру, наши руки обладают удивительной подвижностью, они — наши основные рабочие инструменты, но они не могут собой заменить ноги, ходить на руках возможно, но только в качестве гимнастического упражнения, доступного весьма ограниченному числу людей. Руки не могут существовать отдельно от всего другого тела.

Это совершенно очевидные мысли, но апостол Павел не уставал их повторять и говорить о том, что точно также устроено христианское и — шире — человеческое сообщество. И это тоже очевидная мысль. Но она почему-то ускользает из нашего внимания тогда, когда мы размышляем о собственном месте в мире, особенно же если это место связано с обладанием чем-то таким, что, как кажется, делает человека независимым от других. Конечно, в первую очередь это материальное благосостояние. Но есть ресурсы и иного рода. Таковыми могут быть, к примеру, физическая сила, интеллект, образование, знание языков, умение играть на музыкальных инструментам, петь, рисовать и так далее. Всё то, что делает нас особенными, то, что отделяет нас от других. Но всё это — не только результат собственных усилий человека, это ещё и дар Божий, который недопустимо использовать лишь для самого себя. Смысл притчи о богаче и Лазаре в том числе и в этом.

Дай нам Бог его услышать и понять, дай Бог ощущать себя связанным со всеми другими людьми и понимать, что не существует никакого индивидуального спасения, к Богу мы можем прийти только вместе, мы зависим друг от друга, нуждаемся друг в друге, для спасения каждому из нас нужен свой Лазарь, с которым мы будем делиться всем тем, что Бог нам дал в качестве особого таланта.

Похожие публикации