В Неделю цветоносную епископ Феоктист совершил Литургию во Владимирском соборе

Дмитрий Ухоботов
Фото

25 апреля 2021 года, в праздник Входа Господня в Иерусалим, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие отцы, братья и сёстры, всех вас сердечно поздравляю с праздником Входа Господня в Иерусалим, преддверием Светлого Христова Воскресения!

Сегодня, мне бы хотелось сказать несколько слов не о самом празднике, а об апостольском чтении сегодняшнего дня. Я уверен, что мы с вами эти слова апостола не услышали: не услышали конкретно сегодня и не услышали вообще, в том смысле, что эти апостольские слова не оказывают никакого влияния на нашу жизнь.

Апостол Павел сегодняшний отрывок Послания к Филиппийцам начинает с призыва к радости: «Радуйтесь всегда в Господе; и ещё говорю: радуйтесь» (Флп. 4, 4). Для греческого мира, в котором и для которого создавалось это послание, призыв к радости, был ещё и приветствием. Подобно тому, как в нашей культуре, в нашем языке пожелание здравия — это и приветствие — «Здравствуйте!», впрочем, пожелание здоровья может быть и прощанием: «Будь здоров!».

Но, конечно, для апостола Павла призыв к радости — это не только формальное приветствие, в нём есть ещё и содержательная сторона: христиане призваны к радости. Любопытно, что этот призыв на страницах Нового Завета встречается значительно чаще, чем призыв к покаянию, но тем не менее, обычно мы сосредоточены именно на покаянном плаче, но не на радости.

С одной стороны, такое положение дел вполне объяснимо, ведь без предварительного покаяния невозможно достичь радости о Господе, без покаяния невозможно опытно познать любовь Христову, которая и является причиной духовной радости. С другой же стороны, бесконечное обсуждение покаяния и непрестанный к нему призыв выглядят несколько странными, ведь покаяние — это лишь первая ступень восхождения к Богу, длительное пребывание на этой ступени так же неуместно, как, скажем, неуместен отказ кого-то из приглашенных пройти дальше гардероба во время брачного пира. Согласитесь, желанный гость, который откликнулся на приглашение, пришёл и даже снял верхнюю одежду, но категорически отказывается пройти к праздничному столу и разделить всеобщее ликование выглядит не самым лучшим образом.

Для апостола Павла было очевидно, что каждый человек — желанный гость на пире любви, веры и духа, который наступил после Воскресения Христова. Да, к этому пиру нужно быть готовым, да, для участия в пире необходимо выполнить ряд условий, но цель не в самой подготовке, а в том, ради чего она происходит, её цель — радость Христова пира. Если всегда иметь в виду эту цель, то и сама подготовка обретёт смысл, она перестанет быть чем-то мучительным и непонятным.

Не менее очевидным для апостола Павла было и то, что радость о Господе должна быть естественным и всегдашним состоянием христианина. Не плач о своих грехах, не сосредоточенность на возможной печальной посмертной участи, не ужас от всеобщего нравственного падения, не переживание несправедливости мира, а радость. Да, сам апостол тяжело переживал нестроения в основанных им общинах, переживал свою болезнь, свои злоключения, тяжесть апостольского пути, но он не смог бы всё это вынести, если бы в нём не было радости о Христе Воскресшем. Она — источник бодрости апостола и его всегдашней готовности делать то, что повелевает ему Господь.

Сегодняшними словами апостола Павла Церковь готовит нас к скорой встрече Христова Воскресения, готовит к тому времени, в которое размышления о своей греховности утратят актуальность, а любой, кто будет плакать о своём несовершенстве уподобится оставшемуся в гардеробе странному и не вполне разумному гостю.

Похожие публикации