8 октября 2020 года, в день преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, и всея России чудотворца, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Сергиевском храме Переславля.
По окончании Литургии владыка обратился к молящимся:
— Братья и сестры, всех вас поздравляю с престольным праздником и днём памяти преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, величайшего русского святого, к которому мы обращаемся, потому что опытно знаем о той силе, которую он проявляет.
О силе говорит и сегодняшнее евангельское чтение, которое положено читать в дни памяти преподобных. Перед тем как изложить Нагорную проповедь, апостол Лука делает замечание о том, что ко Христу шли самые разные люди, потому что от Него исходила сила. Это понятно, сила и в самом деле привлекает к себе людей. Зачастую мы воспринимаем её буквально — как силу оружия, силу мышц, силу слова и убеждения. Но апостол говорит о совершенно ином понимании силы.
В качестве примера я бы хотел вспомнить об одном замечательном эпизоде из книги Олега Васильевича Волкова «Погружение во тьму». В феврале 1928 года после отказа стать осведомителем Волков был в первый раз арестован, обвинен в контрреволюционной агитации, приговорен к трём годам лагеря и отправлен на Соловки. В то время там находились почти все русские епископы и большое количество духовенства. Среди иерархов, позже причисленных к лику священномучеников, был и архиепископ Пётр (Зверев). Вот что Олег Васильевич, будучи человеком светским и далеким от Церкви, пишет о владыке Петре: «Участь ксендзов разделил тогда и Пётр, епископ Воронежский. То была месть человеку, поднявшемуся над суетой преследований и унижений. Неуязвимый из-за высоты нравственного своего облика, он с метлой в руках, в роли дворника или сторожа, внушал благоговейное уважение. Перед ним тушевались сами вохровцы, натасканные на грубую наглость и издёвку над заключенными. При встрече они не только уступали ему дорогу, но и не удерживались от приветствия. На что он отвечал, как всегда: поднимал руку и осенял еле очерченным крестным знамением. Если ему случалось проходить мимо большого начальства, оно, завидев его издали, отворачивалось, будто не замечая православного епископа — ничтожного зэка, каких, слава Богу, предостаточно… Начальники в зеркально начищенных сапогах и ловко сидящих френчах принимали независимые позы: они пасовали перед достойным спокойствием архипастыря. Оно их принижало. И брала досада на собственное малодушие, заставлявшее отводить глаза».
И вот теперь перед нами вопрос: что давало архиепископу Петру возможность проявлять силу в таких условиях? Почему преподобный Сергий мог проявлять силу духа? Святых мы знаем как людей по-настоящему сильных, но многие из них были внешне слабы, а некоторые, как преподобный Серафим, намеренно не пользовались физическим превосходством. Значит, настоящая сила имеет отношение не к материальному миру, а к миру духовному. Источник силы — сам Бог. Но как её приобрести?
Ответ на этот вопрос мы слышим в сегодняшнем евангельском чтении. И ответ этот — идти по очень непростому пути исполнения заповедей блаженства. В первую очередь, по пути кротости и нищеты духовной, которая есть отвержение всего того, что наш дух считает важным. Всех главных похотей, которые управляют миром, и, как следствие, нами — это жажда власти, удовольствий и наживы. Мы с вами являемся частью общества, поэтому, безусловно, у нас есть все три этих устремления. Также очевидно, что без помощи преподобного Сергия и людей, подобных ему, мы не сможем бороться с этими устремлениями и обрести духовную нищету, а значит, и силу.
Я очень надеюсь, что их молитвами Господь дарует нам пройти этот путь и мы с вами обретём силу духовною и станем наследниками Царствия Христа Бога нашего. Аминь.