11 сентября 2020 года, в день воспоминания Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Свято-Троицком Даниловом монастыре.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Дорогой игумен Пантелеимон с братией святыя обители сия, братья и сестры!
Несмотря на то, что сегодняшний день имеет статус праздника, поздравлять друг друга с ним как-то не получается, потому что мы сегодня вспоминаем убийство. Нелепое, глупое убийство величайшего из рождённых женами праведника, как о нём говорил Сам Господь наш Иисус Христос (ср. Мф. 11, 11). Мы вспоминаем убийство Иоанна Предтечи.
Совершенно очевидно, что в первую очередь этот день напоминает нам, что никакой грех не может быть частным делом человека, это всегда дело общественное. Любой грех, большой или маленький, оказывает влияние на всё общество. Если бы Господь Своей благодатью не ограничивал проявление наших личных грехов, то самый малый из них мог бы погубить весь мир.
Это понимание сегодняшнего события, несомненно важное и довольно широко распространённое, скрывает от нас иной пласт смыслов, который, как мне кажется, не менее значим. Мы забываем, что любое историческое повествование, евангельское в том числе, не может описать человека во всей полноте. Если мы начнём рассказывать о себе или о том, кого мы очень хорошо знаем, то этот рассказ может оказаться бесконечным, потому что, говоря о поступках, мы каждый раз будем углубляться в детали, объясняя мотивы. Каждый из нас знает, что за любым грехом стоит множество нюансов, поэтому всё сложнее, чем может показаться на первый взгляд.
Так вот и в этой евангельской истории всё несколько сложнее. После распятия Христа Ирод Антипа, который дал приказ об убийстве Иоанна Предтечи из-за обещания возлежащим с ним, впал в немилость у нового императора Калигулы, и был отправлен в изгнание на территорию нынешней Франции, где и скончался. Но дело в том, что Иродиада была в чести при дворе Калигулы и ей была дана возможность не ехать в ссылку. Об этом пишет иудейский историк Иосиф Флавий. Она ответила императору Калигуле, что была со своим мужем в радости и будет с ним в горе, поэтому она хочет разделить его участь. Иродиада поехала с Иродом в ссылку. Мы видим, что в этой женщине, которая стала виновницей убийства величайшего из людей, было и доброе. Она оказалась верной женой, проявив стойкость «даже до смерти». Оправдывает ли её это? Нет, но показывает, что в каждом человеке есть и злое, и доброе.
А как это злое и доброе между собой взаимодействует, что в конечном итоге побеждает — это вопрос очень непростой, вопрос ежесекундного выбора. Чей голос мы слушаем: голос страсти, голос, в конечном итоге, диавола, или голос Божий? Что мы выбираем? Господь призывает нас к терпению и, как следствие, к восхождению на личную Голгофу. Когда-то Иродиада выбрала не тот голос, и навсегда осталась в истории человечества, как один из величайших злодеев.
Какая в итоге будет память о нас, мы не знаем. Будут ли нас вообще помнить? Будут ли помнить добрые наши дела? Или какая-то нечаянная фраза, сказанная в раздражении, гневе или усталости, окажется решающей, и запомнится только она, а вся наша жизнь будет этим перечёркнута? Поэтому мы должны быть внимательны к себе. И об этом нам напоминает событие сегодняшнего церковного торжества.
Я очень надеюсь, что молитвами святого праведного Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, величайшего из рождённых женами, мы с вами сможем каждую минуту и каждую секунду быть достойными высокого и великого звания христианина, и ни в чём это звание не посрамим.