23 августа 2020 года, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил раннюю Литургию в приделе апостола Филиппа Владимирского кафедрального собора.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:
— Без специального исследования, озвученные в евангельском чтении суммы долга ни о чём не говорят. Понятно лишь, что десять тысяч талантов значительно больше, чем сто динариев. Понятно, что тот, кому был прощён большой долг, должен был пойти навстречу своему должнику, долг которого не так уж и велик.
Если же обратиться к исследованиям и узнать, что один талант стоил десять тысяч динариев, а затем перевести обе суммы в динарии, то картина предстаёт в новом свете: первый долг превосходит второй ровно в миллион раз. Чтобы понять величину первого долга, достаточно узнать, что прожиточным минимумом был один динарий в месяц на человека. То есть первый был должен сумму, равную ста миллионам прожиточных минимумов. Можно пойти дальше и перевести эти деньги в понятные нам единицы, но, полагаю, это будет уже лишним, да и сделать это каждый может самостоятельно.
Очевидно, что Христос называет эту сумму неслучайно: такие баснословные деньги попросту невозможно задолжать другому человеку. Отсюда становится понятным: речь идёт не о простом долге, а долге Богу. О долге, имя которому «жизнь». Бог даёт нам жизнь. И что мы делаем с этим даром? Что мы сможем ответить в тот момент, когда придётся это сделать? Сегодняшняя притча говорит не о сумме греха перед Богом. Она совсем о другом, — о том, что мы неверно думаем о своей жизни и неверно расходуем отпущенное нам время.
Убедиться в этом легко, достаточно начать следить за своими действиями и, особенно, за мыслями и словами. Какое количество времени мы тратим на осуждающие размышления о своих близких? Сколько раз в день мы выносим свой обвинительный вердикт друзьям, знакомым, тем, кого встречаем в течение дня и тем, о ком слышим в средствах массовой информации? Всё это время — время нашей жизни, которая, по мысли Творца, должна быть направлена совсем на другое. В первую очередь — на приобретение вечного блаженного Царства, в которое невозможно войти до той поры, пока, вместо благодарения Богу за дар жизни и за то, что мы не одиноки и вокруг нас есть люди, в голове роятся мысли осуждения и суда над ними.