В канун Недели о слепом епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском соборе

23 мая 2020 года, в канун Недели 6‑й по Пасхе, о слепом, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Христос воскресе!

Каким образом происходит очищение души человека от грехов? Как происходит освобождение от чувства вины? Конечно, все мы знаем правильный и проверенный множеством авторитетных цитат ответ: искреннее покаяния и плач о своих грехах через таинство исповеди дают искомый результат. Это, действительно, так. Но вот в чём вопрос: многие из нас десятилетиями оплакивают, или, как минимум, стараются оплакать свои грехи, стараются тщательно следить за своими мыслями, словами и делами, регулярно приносят всё дурное на исповедь и… задают священнику весьма непростые вопросы: «Почему я из раза в раз исповедую одно и то же? Почему ничего не происходит? Почему я не меняюсь и не становлюсь свободным? Что я делаю не так? И как мне быть?»

У священника есть два основных пути ответа. Первый подразумевает обвинение кающегося в недостаточном усердии и сокрушение о несовершенстве человеческой природы. Надо признать, что этот путь в равной степени маргинален и контрпродуктивен, ничего, кроме нервных срывов и последующего разочарования в христианстве, он не несёт. Второй путь сводится к размышлениям о терпении и о том, что каждый из нас очень медленно меняется, что для изменения человека нужны не годы, а десятилетия напряженного духовного подвига. В общем-то, всё так и есть: действительно, у каждого из нас недостает как усердия, так и терпения. Но есть и ещё одно объяснение того, почему мы остаемся такими же, как и были, почему покаяние и исповедь не оказывают на нас должного воздействия. Это объяснение дал святитель Григорий Двоеслов в связи с сегодняшним евангельским чтением.

Напомню: сначала Мария Магдалина пришла к Живоносному Гробу одна, потом она вернулась и позвала туда апостолов Петра и Иоанна, которые тут же бегут к месту погребения Спасителя, видят пустую пещеру и сложенные погребальные пелены, после чего в недоумении возвращаются, как пишет апостол Иоанн Богослов, «к себе». Мария же вернулась вместе с апостолами ко Гробу, но не ушла с ними обратно, а осталась у Гроба, она стояла там и плакала. В какой-то момент она решила вновь заглянуть в пещеру Гроба и увидела там двух ангелов и, чуть позже, уже вне Гроба Мария увидела Самого Христа. К самому тому факту, что Мария не ушла от Гроба вместе с апостолами возникают некоторые вопросы. Почему она решила остаться? Почему её не убедили аккуратно свернутые погребальные пелены? Естественно, что толкователи пытались ответить на эти вопросы.

Довольно любопытно и, как кажется, заслуживаеет особого внимания объяснение святителя Григория Двоеслова, ведь в конце своего толкования он делает крайне важный вывод в отношении духовной жизни вообще и проблем, связанных с тем, что исповедь нас не меняет. Так вот, он считал, что Мария осталась у Гроба из-за любви ко Господу, любви совершенно особой силы, такой, какой не было у других учеников. Любовь заставила Марию искать Христа там, где Его уже не было смысла искать. Но она продолжила разыскивать Его, и потому святитель Григорий напоминает, что «сила доброго дела состоит именно в постоянстве». Мария проявила это постоянство и была вознаграждена. Далее святитель Григорий делает такое замечание: «Душа человека, не ищущего лица Своего Создателя, крайне груба, и потому остаётся в самой себе холодной». А раз душа остаётся холодной, то и все таинства, которые должны бы были изменить человека к лучшему, не действуют должным образом. Святитель Григорий завершает свою мысль совершенно удивительным и тонким выводом: огонь любви, жажда увидеть, встретить Христа истребляет «ржавчину виновности», «душа растопляется как золото», горение любви и стремление увидеть Лик Христа проясняет душу. И только после этого все грехи, страсти, виновность, переживания по поводу своего несовершенства уходят, уступая место радости о Христе Воскресшем.

Получается, что всё дело в конечной цели. Для чего все наши аскетические подвиги? Ради чего исповедь и покаяние? Ради чего другие таинства? Если ради того, чтобы просто быть симпатичным человеком для всех и ради того, чтобы перестала беспокоить совесть, то ничего не выйдет. Конечной целью должна быть встреча со Христом, именно к ней необходимо стремиться с забвением себя самого. Рано или поздно, если это стремление искренне, встреча состоится и тогда уже не будет ни печали, ни воздыхания, а лишь всепоглощающее ликование встречи с Возлюбленным Господом нашим Иисусом Христом.

Похожие публикации