10 августа 2019 года, в канун Недели 8‑й по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие отцы, братья и сестры!
Мне хотелось сказать пару слов о евангельском чтении, потому что там звучат загадочные слова, которые Воскресший Господь говорит Марии Магдалине: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20, 17).
Если посмотреть у толкователей, древних и новых, то они говорят совершенно разные, и зачастую противоречащие друг другу вещи по поводу этих слов Господа Иисуса Христа, сказанных Марии Магдалине. Единства нет.
Святитель Феофан Затворник, мне думается, лучше всех вышел из этого положения, когда толковал Христовы слова. Он написал так: «Верно того требовало настроение Марии, или всегдашнее, или в ту минуту бывшее. Ибо само прикосновение не запретно, как показал Господь на других женах. И сим ограничимся».
Но меня очень задела одна мысль. Думается, что она важна не только в той ситуации, которая была у Живоносного Гроба, но и вообще для каждого из нас. Так вот один из толкователей говорил о том, что проблема здесь в подспудном желании Марии удержать Христа внутри общины учеников, не пускать Его дальше. Это очень понятно, потому что зачастую очень многие близкие отношения, и семейные в том числе, заканчиваются тогда, когда один пытается обладать другим, не дает ему свободы. Так вот и здесь, Господь был с учениками, был с израильским народом во время Своего земного служения. И, по этому толкованию, попытка обнять Его, удержать за ноги, — попытка оставить Его здесь же, где Он был, а не пустить Его туда, куда Он должен идти с тем, чтобы призвать к Себе всех вне зависимости от нации, места и времени жизни.
Это важная мысль, потому что мы также иной раз пытаемся обладать близкой нам личностью, пытаемся обладать Богом, пытаемся найти ту формулу, тот ключик, с помощью которого можно было бы получить уверенность, что «все у меня будет хорошо, что Бог всегда будет мне споспешествовать и делать так, как я захочу». Но если мы в силу каких-то причин приходим к такой уверенности, то это означает, что мы глубоко заблуждаемся. Потому что, как невозможно обладать другим человеком, так и невозможно обладать Богом.
Мне думается, вся эта история как раз про то, что Бог никогда не может быть на «коротком поводке», Он всегда будет независим от нас. А наша задача заключается в том, чтобы не пытаться сделать Бога послушным нам, а самим стать послушными Ему, самим научиться переживать всецелую и совершенную зависимость от Него.